В рамках цикла лекций "Пастырские беседы" была прочитана очередная лекция

Главная - О храме - Новости прихода - Архив новостей 2014 год - В рамках цикла лекций "Пастырские беседы" была прочитана очередная лекция

13 декабря 2014 года иерей Сергий Поляков провел беседу с прихожанами на тему "О духовном руководстве". Читайте далее содержание лекции.

Выступавший на встрече иерей Сергий Поляков обозначил два наиболее распространенных типа духовного руководства в Русской Православной Церкви. Первый тип — это служение приходского священника, который является духовным руководителем своих прихожан. Второй тип — так называемое старчество. У каждого из них своя богатая история и особенности.
К сожалению, в новейший период истории Русской Церкви можно наблюдать многочисленные искажения традиций духовничества, которые выражаются, прежде всего, в смешении этих самых традиций. Как отметил о. Сергий, «иногда приходские священнослужители берут на себя не свойственную им роль старцев и переносят монашеское послушание на взаимоотношения между пастырем и прихожанами на каком-либо конкретном приходе. Такой способ действий приводит к тяжелым последствиям как для самих этих пастырей, так и для людей, у них окормляющихся. Увы, в наше время это явление достаточно распространено. Нередко неопытный священник, думая, что, коль скоро ему, поставленному быть духовным руководителем прихожан, дана власть “вязать и решить”, он может взять на себя функции старца и требовать от прихожан беспрекословного подчинения. Такой пастырь не учитывает, что условия жизни в монастыре и в миру сильно отличаются. Послушник, доверивший себя старцу, — это человек одинокий. Он отказался от всех родственных связей, у него нет иных обязанностей в этом мире, кроме как жить по монастырскому уставу и подчиняться духовнику. Другое дело — миряне, у каждого из которых есть семья и связанные с ней заботы, есть гражданские обязанности, работа и т. д. В этом случае священнослужитель не может распоряжаться жизнью людей, он может быть только советником, добрым пастырем».
Однако проблемы создают и сами прихожане, которые не понимают значения таинства Исповеди и нередко настолько идеализируют значение своего духовника, что в их понятии он становится равнозначным старцу.
Все искажения, существующие в современной духовнической практике, вызвали озабоченность руководства Русской Православной Церкви. Эта озабоченность отражена в очень важном документе, принятом на заседании Священного Синода 28 декабря 1998 года.
Согласно этому документу, каждый приходской священник должен помнить, что его духовные чада и вся его паства — это свободные люди, что Господь даровал им жизнь и свободу распоряжаться ею. Конечно, каждому прихожанину нужен совет духовника, но не должно быть рабского беспрекословного подчинения пастырю. Прихожане должны помнить, что ни одному духовнику Церковь не давала права отнимать у них свободу, данную им Самим Господом.
В документе рассмотрены все наиболее значимые вопросы, возникающие в духовнической практике, а именно: вопросы супружеской жизни и брака, исполнение прихожанами гражданских прав и свобода убеждений, отношение к медицине и здоровью и пр.
Все участники Клуба услышали позицию Церкви по этим вопросам. Состоялась оживленная дискуссия.
В заключение о. Сергий еще раз напомнил, что духовное руководство — дело Божие, поэтому «мы должны молить Бога, чтобы Он послал нам настоящего духовного руководителя, но даже и найдя такового, мы не должны бездумно и слепо слушать и исполнять все, что он нам говорит. То, что говорит нам духовник, это совет, который мы можем принять или не принять. Более того, советы духовника следует сверять со Священным Писанием, с творениями Святых Отцов, и если мы замечаем, что в действиях или словах духовника есть что-то противоречащее святоотеческому учению, мы должны отдавать предпочтение Святым Отцам…
…Наш век дал немало достойных пастырей, которые опытно прошли путем духовной жизни, которые сами были выдающимися духовниками, и на их учении мы должны строить свою жизнь. Слава Богу, если нам посчастливилось найти достойного духовного руководителя. Ему можно верить, его можно слушаться, но даже и его советы следует сверять со святоотеческими творениями. Если же такого руководителя найти не удается, тогда пусть творения Святых Отцов будут нашим ежедневным духовным руководством».

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.