О храме Жизнь прихода Воскресная школа Живое слово Вопросы священнослужителю

Болезни, скорби

Главная - Вопросы священнослужителю - Болезни, скорби

Болезни, скорби

Наши болезни зависят от воли Божией?
Влияют ли болезни  на развитие в человеке грехов?
Что значит: «Бойтесь того, кто по убиении может вас ввергнуть в геенну (ад)»?
Относится ли болезнь клаустрофобия к духовному заболеванию?
Как я могу помочь тяжелобольной маме?
Является ли грехом кодирование от алкоголизма?
Как не унывать?

Я правильно думаю, что врачи и лекарства, конечно, в большинстве случаев помогают от болезней, но если вдруг не будет воли Божией на выздоровление, то никакие таблетки не помогут?

Из Евангелия мы знаем, что без воли Отца небесного ничего не происходит, и что «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10.30.). Да, лекарства и усилия врачей  от болезни не спасут, если на то нет воли Божией. Но людям не дано знать волю Божию, поэтому мы обязательно должны прибегать к помощи медицины. Если человек не хочет лечиться, то Господь его и не исцелит, потому что Бог наделил людей свободной волей. Мы знаем из истории Церкви святых, которые были врачами. Они исцеляли страждущих средствами медицины и молитвой. Можно совершенно определенно сказать, что через них совершалась воля Божия. Так и в настоящее время - в том числе и через врачей совершается воля Божия о человеке в нашем мире.
диакон Сергий Правдолюбов

Влияют ли некоторые заболевания на развитие в человеке грехов? Например, уныние и раздражительность в какой-то степени могут быть от разных проблем в организме. Если это так, то получается, что в борьбе с грехами можно себе помочь также и лечением?

Сами по себе болезни не влияют на развитие в человеке грехов. Озлобляет ли человека болезнь или приводит к раскаянию, зависит от духовного состояния человека. Мне приходилось слышать от старых людей следующее, когда они долго не болели: «Господь меня совсем забыл, не посещает меня», - человек верующий видит в болезни Божие посещение; через болезнь Господь показывает, что есть грехи, которые надо исправить, чтобы быть ближе к Царствию Божиему, а если болезней нет, то Господь как бы не хочет дать урок человеку. Болезнь и скорбь – это всегда повод задуматься о своей душе.
Да, уныние и раздражительность могут возникнуть в результате болезней. Но надо отдавать себе отчет в том, что не болезнь является первопричиной, а что-то предшествующее заболеванию. Чаще всего источником болезней являются греховные страсти, следствием которых становятся тяжелые недуги, например, клептомания, алкоголизм и его последствия, СПИД и другие беды. Господь посылает болезни, чтобы вразумить человека.
Поэтому, правильно будет сказать, что не лечение помогает бороться с грехами, а наоборот: чтобы избавиться от недуга, надо начать со своего духовного состояния, надо начать с исповеди и твердой решимости побороть свои греховные наклонности. Хотя в некоторых случаях, когда человек уже не отдает себе отчет, что с ним происходит, возвращение в нормальное состояние начинается с лечения.
Болезнь - это посещение Божее. Самый кроткий путь к выздоровлению безропотно принять Волю Божию, молиться и лечиться, как предписывает медицина.
диакон Сергий Правдолюбов

Объясните выражение из Св. Писания: «Бойтесь того, кто по убиении может вас ввергнуть в геенну (ад)».

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь  более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10. 28).  «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать. Но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь»(Лк. 12. 4-5).  Господь говорит о мучениках, о тех, кого и смерть не страшит за Христа, о том, что ждет Его верных последователей. Предостерегает от действия сатанинского: от соблазна и греха, который через людей или иные обстоятельства лестью проникает в душу и отравляет ее ядом греховным, и через смерть делает покаяние уже невозможным. Не бойтесь людей, которые будут вас гнать и мучить, бойтесь диавола и греха.
диакон Сергий Правдолюбов

Относится ли болезнь клаустрофобия к духовному заболеванию?

Клаустрофобия – состояние боязни находиться в замкнутом пространстве. Но это состояние, скорее, симптом, т.е. признак заболевания, а не сама болезнь. Причем этот симптом, думаю, может проявляться при очень разных болезнях, как душевных, так и телесных.
Тот же, кто заботится о своем духовном здоровье, должен думать не столько об избавлении от симптомов духовного заболевания, сколько о борьбе с его причинами, т.е. со своими грехами и страстями.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

Здравствуйте. У меня мама очень тяжело заболела. Инсульт, полная парализация, лишилась речи. Я понимаю, что это испытание, которое послал ей Бог. Думаю, что она никогда не поправится, много времени прошло, всё без изменений, такой прогноз и врачей. Как я могу помочь, какие молитвы я могу читать за неё, чтобы душе её стало легче, чтобы Бог простил ей грехи. Священника я вызывала на исповедь, и причастие, и на соборование.

От вас нужны такие молитвы, которые будут пропитаны чувством искренней любви к человеку и христианской надежды на милость Божию. Если Вам непременно нужно молитвенное правило, то можете читать канон за болящего, который содержится во многих молитвословах. Но ни в коем случае не унывайте! Болезни не посылаются Богом, но и без Его промысла не приходят. Господь да укрепит Вас!
иерей Сергий Поляков

Является ли грехом кодирование от алкоголизма?

Нельзя односложно ответить на этот вопрос, т.к. под кодированием понимают очень различные виды воздействия. Это могут быть: гипноз (например по Довженко), лечение алкоголизма химическими препаратами на основе «торпедо», «эспераль» и др., а также другие методы и их сочетания.
Хотя во всех случаях предполагается создание психологического барьера-кода против принятия алкоголя, однако способы его формирования и последствия его применения не равнозначны с духовной точки зрения.
Для верующего православного человека воздействие на основе гипноза запрещается. Это и понятно: гипнотизер властно вторгается со своими установками в подсознательную область души человека. Не задумывались ли вы: бывают ли «православные гипнотизеры»? Я о таких не слышал. Применение химических средств также сопровождается психологическими установками, и хотя они тоже действуют как на сознание так и на подсознание, однако не связывают пациента личностной зависимостью от лечащего врача. Поэтому лечение алкоголизма посредством химического кодирования для верующего человека, у которого не хватает сил самому встать на борьбу с пьянством, все же может быть оправдано и применимо.
Одно можно утверждать точно: борьба со страстью пьянства не может быть вполне успешной или не иметь серьезных побочных отрицательных последствий, если она ведется только человеческими силами, неважно при этом какой из способов применяется.
Верующий должен отдать себя в руки Божии – единственного по силам духовного Врача. Это делается посредством подробной исповеди в храме, добросовестного поста и усердной молитвы, в чем да поможет сам Господь всем страждущим от алкоголизма.
Самому определится с методом очень непросто. Например отличить гипноз от простого психологического воздействия сможет не всякий. Лучше с этим обращаться к православным врачам.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

Батюшка! Наша семья вынуждена жить в Москве этим летом, сил уже нет, жара, дым, унываем, что нам делать, в храм из-за дыма тоже не выберешься. Возникли серьезные страхи за здоровье. Как не унывать, в чем найти поддержку?

Как же так получается, что из-за дыма нельзя выбраться в храм? Вы же ходите каждый день на работу, в магазин, куда-то еще. Может быть, вы скажете, что эти выходы из дома совершаются по обязанности или необходимости. Но разве посещение храма не обязанность и необходимость для христиан. Что еще так рассеивает уныние и поддерживает духовные силы, как общая молитва в храме; что более дает убежденность в благом промысле Божием, чем покаяние и Святое Причастие. Призываю вас отбросить всякие страхи и уныние и стремиться к молитвенному общению в храме Божием.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.