О храме Жизнь прихода Воскресная школа Живое слово Вопросы священнослужителю

Духовный путь, духовная борьба

Главная - Вопросы священнослужителю - Духовный путь, духовная борьба

Духовный путь, духовная борьба

Что делать, если нападает необъяснимый страх?
Что такое «смертный грех»?
Что подразумевается под грехом «Хула на Духа Святого»?
Как идет духовное развитие человечества?
Как оценить такое чувство, как ностальгия?
Что такое духовность?
Как относиться к предчувствиям?
Как лучше всего преодолевать лень и рассеянность?
Что делать, если не получается грех возненавидеть?
Как относиться Церковь к теории «большого взрыва»?
Вредно ли уединение для начинающих?
Почему прихожан женщин больше, чем мужчин?
Как преодолеть неприязнь к человеку, который вызывает раздражение?
Что такое промысел Божий?
Я откладываю исповедь и причастие, т.к. знаю, что не смогу измениться в лучшую сторону…
Сколько людей посещало бы церковь, если бы у них не было надежды на жизнь после смерти?

 Что делать, если дома вдруг нападает необъяснимый страх, такой, как при просмотре фильма ужасов?

Молиться. Лучше всего читать молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного», или молитву: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази его …», - из вечерних молитв. И еще совет: не смотреть фильмы ужасов.
диакон Сергий Правдолюбов

Что такое «смертный грех»?

В энциклопедическом словаре «Христианство» сказано: «Грехи смертные, это такие грехи, которые по упорству человека в грехе и преданности злу истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия божественной благодати». В «Настольной книге священнослужителя», в 8 томе, уточняется: «Смертоносный грех – это злостное, грубое, добровольное оскорбление Бога во всех Его свойствах, это ответ презрением и ненавистью на бесчисленные благодеяния  и бесконечную отеческую любовь Господа». Смертный грех – это такое состояние человека после греха, когда он не может покаяться. Подробнее можно прочитать: Христианство. Энциклопедический словарь в 2 томах. Под ред. С.С.Аверинцева. – Москва, 1993, - 1т., 431 стр. Настольная книга священнослужителя. – Москва,1998, - 8 т., 254 стр.
диакон Сергий Правдолюбов

Что подразумевается под грехом «Хула на Духа Святого»?

«Часто бывают грехи и хула от заблуждения, которые легко омываются покаянием. Но кто сознательно, упорно отвергает самое спасающее милосердие Божие (которое есть благодать Святаго Духа), тот сознательно дела всемогущества Божия называет делами диавола, у того неоткуда взяться покаянию, а без покаяния нет и не может быть спасения. Святая Церковь так и определяет: хула на Духа Святаго есть сознательное, ожесточенное противление истине».  Подробно см.: Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1993 г. – стр. 344-346. (Несколько экземпляров есть в нашей приходской библиотеке).
диакон Сергий Правдолюбов

Скажите, как идет духовное развитие человечества в целом в течение веков? Приближаясь к Богу, удаляясь от Бога или какими-то самостоятельными периодами.

Вы задали очень обширную тему, требующую глубокого осмысления и написания многих и многих книг. Могу посоветовать, если есть интерес к этой теме, читать труды по истории тех или иных народов и размышлять над их судьбой в свете Евангельской истины, заповедей Христовых. Вкратце можно сказать следующее. Об истории человечества уже сказано – его ждет Второе пришествие Господа Нашего Иисуса Христа и Страшный Суд. Это касается всех, и тех, кто будет жить в последние времена, и тех, кто давно уже умер, то есть всего человечества. А нравственные уроки мы можем извлечь из истории отдельных народов и цивилизаций. Общие признаки следующие; если в народе умножается беззаконие, особенно содомский грех, то такому народу Господь не дает будущего. Пример того Древняя Греция, Римская империя и многие другие цивилизации. А народы, которые сохраняют память о Христовой проповеди, Господь хоть и проводит через тяжелые испытания, но сохраняет и оберегает в истории; например, наша страна или Грузия. Есть еще и языческие народы, которые, по словам Ап. Павла (Рим. 2, 12-16), своим природным пониманием не творят страшных беззаконий (человеческих жертвоприношений и половой распущенности). Об этих народах у Бога свой промысел, который нам не надо дерзать понять.
диакон Сергий Правдолюбов

Как с духовной точки зрения можно оценить такое чувство, как ностальгия?

Человек – творение Божее. Все, что вложил Бог в Свое творение, разумно и необходимо, все должно прославлять Творца. Но падшая природа человеческая исказилась грехом, и в человеческом сердце постоянно идет борьба добра со злом.
Человеку даны чувства; гнев, радость, любовь, сожаление и другие. Например, гнев может быть праведным и неправедным. Праведный гнев – это гнев на себя за свои прегрешения или оскорбление святыни. Неправедный гнев – это гнев на ближнего. Христианин постоянно находится в борьбе, постоянно должен быть на страже своих чувств, он должен проверять, приблизит ли чувство, родившееся в его сердце, ко Христу или отдалит. Также и ностальгия. Если возникла тоска по чему-то земному, то чувство это от лукавого. А если возникло щемящее чувство чего-то потерянного, что было радостно, может быть в детстве, и если эта ностальгия приведет человека в храм, забытый им, но все равно родной, то это, безусловно, доброе чувство.
диакон Сергий Правдолюбов

Часто неверующие люди спрашивают, что такое духовность. Как коротко можно сказать, какой человек духовный, и что такое духовное развитие?

Духовность, это, очевидно, то, что относится к духу человека. Дух же содержит все лучшее, что есть в человеке, его высшие чувства и устремления, к которым, несомненно, относится и вера в Бога. Но у человека кроме духа есть еще и душа и тело. Так вот, человек, у которого деятельность души и тела подчинены высшим законам духа – законам веры, тот человек – духовный.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

Как относиться к предчувствиям? Особенно когда они часто «сбываются»?

Предчувствия предчувствиям – рознь. Возможно, у вас просто развита интуиция – природная или приобретенная способность ума правильно оценивать действительность. Но в святоотеческой практике к предчувствиям принято относиться с осторожностью. Надо задуматься: если у вас очевидной силы ума и реального житейского опыта пока нет, может быть, ваши предчувствия происходят не от вашей интуиции, а имеют источником наваждения – бесовские «советы». Тогда предчувствия могут «сбываться» по хитрости бесовской. Их цель – обманом привлечь ваше внимание, чтобы вы стали доверять им, затем увлечь и в конечном итоге погубить вашу душу. Понимая все это, нельзя позволить себе без рассуждения доверять своим предчувствиям.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

Как лучше всего преодолевать лень и рассеянность, ведь это грехи?

Если совершен грех, то он преодолевается покаянием – исповедью перед священником. Но лень и рассеянность это не только грехи, но и страсти, которые крепко сидят в человеке, и не исцеляются простым напряжением воли.
Энергичному человеку не свойственна лень. А человек со спокойным характером, склонный к созерцательности и мечтательности, если не имеет перед собой очень важной для него цели, скорее всего, будет жить по инерции, и ему будет все делать - лень. Рассеянность – то же отсутствие цели, но только уже в процессе действия.
Христианину вообще всегда есть что делать. Видение в себе многочисленных недостатков подвигает его на деятельную борьбу с ними. Желание быть с Богом, обрести Его благодать и мир помогает ему быть усердным в молитве. Стремление исполнить заповедь о любви к ближнему делает его жизнь наполненной добрыми делами.
И вообще, если самому себе ставить цели и задачи и не убегать от задач, которые ставит тебе Господь, то некогда будет и лениться.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

Если не получается грех возненавидеть? Если ненавидишь, но не можешь с ним расстаться, по­лучается, что не так уж и ненавидишь... Значит, исповедаться в нем - лицемерить, лгать?
Смотря как Вы будете исповедоваться. Если к исповеди будет приложено реальное усилие отделаться от этого греха, то такая исповедь не будет лицемерием, даже если у Вас и не все получается. А вот если исповедь подробна и обстоятельна, но усилий не делается никаких, - это лицемерие.
иерей Михаил Немнонов (с 2003 г. по 2007 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

Как относиться Церковь к теории «большого взрыва» при происхождении вселенной?

Дело в том, что т.н. теория «большого взрыва» имеет недавнее происхождение, и поэтому, Церковь не выразила в отношении ее окончательного богословского определения. При этом Церковь, не претендуя на авторитет в научных вопросах, имеет критерий для оценки справедливости данной гипотезы. Священное Писание утверждает однозначно, что вселенная сотворена Богом (Бытие гл. 1), причем по определению святых отцов сотворена «из ничего» (См. напр. Св. Василий Великий. Шестоднев Гл. 2).
Допустим, что теория Большого Взрыва предполагает, что весь потенциал космоса, - около сорока миллиардов галактик, - возник из точки с размерами меньше протона, и если вы верите в Большой Взрыв, «вы верите, что, когда прозвучал Большой Взрыв, Вселенная расширилась с одной точки до космических размеров за менее чем одну секунду...» (Грегг Истербрук, «Наука видит свет», - Gregg Easterbrook, “Science Sees The Light”, the New Republic, October 12, 1998). Такое представление не противоречит ни Священному Писанию, ни научной логике. В таком процессе видно действие Божьего Промысла и дыхание Божественного Духа. Так маленький бутон раскрывается в благоухающий цветок.
Но если в эту гипотезу вкладывается представление о Большом Взрыве, как процессе стихийном и ничем не управляемом, и предполагается, что с какого-то этапа разрозненные элементы сами собой собираются в упорядоченные структуры и образуют космические объекты, то понятно, что этот никогда и никем не наблюдавшийся процесс является по сути дела голым предположением, не имеющим достаточных доказательств, ни научных ни богословских.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

В одной книге было написано: «Многие в уединении из плохих людей стали хорошими дьяволами». Как это понять? И вредно ли уединение для начинающих?

Это значит, что жизнь в уединении, может изменить человека к худшему. Нужно только понять, почему так происходит.
Апостол призывает нас не любить то, что господствует в мире: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин, 2,16). Ревностный подвижник посредством поста и молитвы сравнительно скоро может получить свободу от насилия первых двух страстей, но тогда на первый план выходит страшнейшее из зол – гордыня. И если с телесными страстями и желаниями можно успешно бороться, находясь в одиночестве, то для борьбы с гордыней уединение скорее неудобно.
Страсть побеждается стяжанием противоположной ей добродетели. Против гордыни выступает смирение. Оно приобретается преимущественно через терпение недостатков окружающих людей и причиняемых ими обид, при добросовестном послушании начальствующим. Живущему в одиночестве подвижнику некого терпеть и не перед кем смиряться и некому оказывать послушание. Ему может показаться, что он достиг совершенства, а на самом деле он буде побежден собственной гордыней, и через нее уподобляется первому из возгордившихся – диаволу.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

Почему прихожан женщин больше, чем мужчин?

Женщина больше живет сердцем, мужчина больше живет умом, так они устроены. Даже в семье у мужчины больше ума и меньше сердца, а у женщины гораздо больше сердца, и оно превалирует над умом. Поэтому женщина не занимает в семье положение главы, потому что голова – это муж. Сердце без ума слепо, а ум без сердца холоден. То есть женщина воспринимает сердцем, а мужчина умом, а ведь сердце воспринимает гораздо быстрей: увидел, почувствовал и все. А вот пока ты до чего-либо умом дойдешь, пока ты все свое мировоззрение пересмотришь, пройдет значительно больше времени. Мужчине сложней прийти к вере, если он с детства не воспитан. Именно для мужчин гораздо более ценна настоящая христианская история воспитания.
Почему в храмах больше пожилых женщин? Во-первых, их просто больше, чем пожилых мужчин, а во-вторых, у них досуга больше. Если в воскресенье вы зайдете в храм, то вы, скорее всего, не заметите, что женщин больше, а в будний день, когда все работают, бабушек много – куда ей идти, не на лавочке же сидеть. Вот она в храм и идет.
В Церкви многие люди ищут утешения, женщины его быстрее находят. Мужчине, чтобы утешится, мало бывает какой-то формулы богослужения, если он ее еще не может осмысленно понять. Мужчине легче прийти в храм, увидеть смысл в церковной жизни, если он встречает умного священника, если читает правильные книги.
Обычно воцерковленная женщина начинает давать мужчине книги, которые ей понравились. А ему они не годятся, ему совсем другие книги нужны. Большая проблема, если мужчина не читает книжки вообще, если его не воспитали так, если он не готов воспринимать умом. Он должен работать умом, но у него ум не работает, он у него где-нибудь на дне бутылки в худшем случае, а в лучшем случае занят какими-нибудь компьютерами, решением бытовых проблем, а на интеллектуальную работу нет времени и сил. Чтобы выделить время, надо чтобы «по башке стукнуло», чтобы гром грянул, тогда уже вольно или невольно начинаешь о чем-то задумываться.
Если мужчина начинает задумываться, то он приходит в церковь. Но часто нет повода, чтобы задуматься, поэтому еще раз повторю, что для женщины, острее и быстрее душой переживающей, проще поверить в Бога. Она может ничего не понимать, но чувствовать Истину сердцем.
иерей Сергий Поляков

Как преодолеть неприязнь к человеку, который вызывает раздражение?

Во-первых, нужно понять, что неприязнь, или раздражение, к человеку – это грех. Мне кажется, Вы это понимаете, раз у Вас есть стремление этот грех преодолеть. Во-вторых, для преодоления неприязни, как и всякого греха, необходимо приложить большие духовные усилия. Необходимо горячо каяться в раздражительности и неприязни на исповеди, просить у Господа сил для преодоления этого греха.
иерей Сергий Поляков

Что такое промысел Божий?

Православное определение промысла Божия содержится в катехизисе, там говорится, что «промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям». Святой Иоанн Дамаскин в своем труде «Точное изложение Православной веры» дает такое определение промыслу Божию: «Промысл есть имеющее место со стороны Бога попечение в отношении к тому, что существует… Промысл есть воля Божия, по которой все сущее целесообразным образом управляется». В реальности промысла нас убеждает опыт молитвы, ибо молитвенное обращение к Богу имеет смысл только при наличии уверенности в возможности Божественного ответа. Св. Иоанн Дамаскин говорит: "Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций."
«Один Бог по природе благ и мудр. Как благой, Он промышляет, ибо не благ тот, кто не промышляет, ведь и люди, и неразумные животные естественным образом заботятся о своих детях, а кто не заботится, подвергается порицанию. Далее, как мудрый, Бог печется о сущем наилучшим образом»
.
Предметами Божественного промысла являются как весь мир, так и каждая его мельчайшая частица. Афинагор Афинский (сер. II в.) писал: «надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое…». Таким образом, различают общий промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех существ с действующими в них законами, и частный промысл, распространяющийся на частные предметы, явления и отдельные существа.
Итак Священное Писание неоднократно свидетельствует о действии Божественного промысла: «сам (Бог) поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся яже сотвори» (Иов.28, 24), «не в руце ли Его души всех живущих, и дух всякого человека» (Иов.12, 10); «да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех, яко солнце свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф. 5, 45).
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Все управляется Промыслом Божиим, но одно бывает по допущению Бога, а другое при Его содействии... знай, что все Бог устрояет, о всем промышляет, что мы свободны, что Бог в одном содействует нам, другое только попускает, что Он не желает никакого зла, что не по Его только воле все случается, но и по нашей». А преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Иное есть промысл Божий; иное - Божия помощь; иное - хранение; иное - милость Божия; и иное - утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения - любящие Его».
иерей Павел Миронов

Как быть, если я откладываю исповедь и причастие, потому что знаю, что не смогу измениться в лучшую сторону?

Надо сознавать, что исповедь стирает грех, но все греховные навыки остаются. Борьба с ними – дело всей нашей жизни. Надо помнить, что любящий Бог всегда поможет нам, от нас требуется только желание и решимость. Господь не требует от нас ничего сверх наших сил. Мы не можем сразу избавиться от всех наших греховных привычек и недостатков. Но прибегать к Таинствам нужно обязательно, без этого мы не сможем получить помощи Божией.
иерей Павел Миронов

Как вы думаете, сколько людей посещало бы церковь и сильно любило бы Бога, если бы у них не было никакой надежды на жизнь после смерти? И еще, как Вы думаете, кто милее Богу - трУсы, которые посещают церковь под страхом не спастись или люди, которые готовы принять Бога таким, как он есть?

Вы делаете неправильную оценку мотивации людей, посещающих храм Божий. Сейчас страхом смерти никого не испугаешь. Спросите любого верующего - об этом даже никто не думает, а если и думает, то как то не шибко пугается. Хотя было бы полезно. Потому что в Библии так и и написано – «Поминай последняя твоя (то есть смерть ) да не согрешиши» (Сирах 7,89). То есть смерть нам для того и дана, чтобы мы остепенялись от своей разнузданности, зная, что будет смерть и суд. Люди ходят в храм (я имею ввиду, тех, кто регулярно исповедуется и причащается, а не только куличи посвятить ) совсем по другой причине. Они возлюбили Бога, который Своей благодатью входит с ними в общение в церкви через церковные Таинства. Вот это сказанное последнее предложение вам скорее всего непонятно. По одной простой причине. Вы не понимаете значения слова «благодать», так же как и все 99,99 процентов людей, говорящих, что они православные, но при этом пренебрегающие посещением Церкви. А значение этого термина очень простое. Благодать - это «божественная энергия». И без нее мы не спасемся. Она дана церкви в день Святой Пятидесятницы (Троицы) и она является непосредственным инструментом нашего спасения и богообщения. Вкусивший сладкого, горького не захочет. Люди, которые познали Бога посредством благодати, уже не уйдут из храма и будут пить из этого полноводного источника Жизни Вечной. Вот так и общаются по настоящему с Богом, Таким, какой Он есть, а не нафантазированным самому себе кто, на что горазд вне Церкви по подобию 22 000 сектантских деноминаций.
иерей Алексий Есипов

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.