О храме Жизнь прихода Воскресная школа Живое слово Вопросы священнослужителю

Священное Писание

Главная - Вопросы священнослужителю - Священное Писание

Священное Писание

Почему были наказаны Анания и его жена Сапфира?
Знает ли о конце мира Бог-Сын?
Где сейчас находится Рай?
Что значит: «Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей, 90»?
Зачем Богом была создана Земля, если Он уже знал ее будущее, грехопадение людей?
Кто такие Гог и Магог?
Что такое «песнь степеней»?

Батюшка, объясните, пожалуйста, почему так сильно были наказаны Анания и его жена Сапфира (Деян. 5, 1-11)?

Анания и Сапфира были наказаны за ложь Святому Духу. То, что посвящено Богу – Божие. Они присвоили себе, то, что принадлежало Богу. Ведь они могли сказать, что вот мы принесли часть от проданного имущества, но тщеславие не позволило им признаться, что это не все их имущество, потому что другие христиане жертвовали все, что продали. Кроме того, ап. Павел дает возможность Сапфире покаяться, спрашивая ее: «скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько». По мнению некоторых толкователей Св. Писания, Анания и Сапфира утаили деньги из-за корысти, а солгали из-за гордости, потому что не хотели жертвовать меньше других. Когда же открылась правда, они умерли сами из-за уязвленного самолюбия.
Поэтому давайте помнить, что мы обещаем Богу? Обещаем не грешить, быть милосердными, нелицемерными. Если же это только слова с нашей стороны, а в сердце мы даже не собирались исправляться, то окажемся мертвыми для Царствия Божия.
диакон Сергий Правдолюбов

В Евангелии написано, что о конце мира не знает никто, только Бог-Отец. Знает ли о конце Бог-Сын?

«О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32). Блаженный Феофилакт Болгарский так толкует этот отрывок из Евангелия: «Желая удержать учеников от любопытства о последнем дне и часе, Господь говорит, что ни Ангелы, ни Сын не знают о сем. Если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни Ангелы, ни Я не знаю, - Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему. … А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно, ибо Сам Он веки сотворил. Как же Ему не знать того, что Сам сотворил? Притом и для пользы нашей Бог скрыл кончину жизни как общей, так и каждого из нас в частности, дабы мы, при неизвестности сей кончины, непрестанно подвизались, ожидая ее и страшась, как бы она не застала нас неготовых».
иерей Павел Миронов

Известно место, где находился Рай до грехопадения людей. А после изгнания Адама и Евы Рай таинственным образом исчез с Земли, или как это произошло?

Место, где находился Рай нельзя считать точно известным, хотя в Ветхом Завете при описании этого места, называемого Едем, упоминается современное географическое название – река Евфрат (Быт. 2; 14).
Вся Земля до грехопадения людей была прекрасна, а Едемский Рай особенно. Хотя в Библии и не говорится, что Рай исчез с лица Земли, но на Земле его явно нет. И виноваты в этом люди. Как сам Адам повредился грехом и стал смертным, так и все сотворенное оказалось подвержено разрушению и тлению. После отпадения Адама, Господь говорит ему: «прóклята земля за тебя» (Быт. 3;17). На «прóклятой» Земле нет места для Рая.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

В псалтири есть слова: «Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей, 90». Что это значит?

По святоотеческому изъяснению в 90-м псалме Божественный Дух устами Богоотца Давида раскрывает величие дел Божиих. Пророк показывает неизреченную пользу от упования на Бога и неизмеримое обилие благ, таящихся в нем. В еврейском тексте псалтири 90-й псалом не имеет надписания – заглавия.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

Зачем Богом была создана Земля, если Он уже знал ее будущее, грехопадение людей и т.д.? Зачем Господь «посадил» в раю древо познания добра и зла. Ведь если бы Он не сделал этого, люди до сих пор жили бы в раю?

Оба Ваших вопроса, по сути, сводимы к одному: «Каким образом человеческая воля соотноситься с волей Божественной?» Давайте попробуем посмотреть на проблему в контексте учения Православной Церкви о грехопадении. Действительно, христиане исповедуют наличие в Боге таких свойств, как всемогущество и всеведение (знание всего).
Однако Божественное всеведение отнюдь не подразумевает наличия абсолютного предопределения - в том смысле, что Бог прежде творения мира обрек его во главе с человеком на грехопадение и последующие затем скорби.
Например, я знаю, что человек, стоящий в окне пятнадцатого этажа, если сделает шаг вперед, неминуемо разобьется (понятно, что мои знания, в отличие от знания Божественного, имеют относительный характер). Тем не менее, это отнюдь не значит, что своим знанием я подталкиваю человека сделать решающий шаг. Человек сам может принимать решение, как ему поступить: данная способность обычно называется свободой.
Творец, являясь Сам в высшей степени свободным Существом, создал нас по Своему образу и подобию. Именно поэтому принято говорить, что одной из черт образа Божия является наличие у нас свободы. Господь хочет от нас свободной любви к Нему. Невозможно силой заставить человека любить кого бы то ни было. Именно поэтому Бог, зная о грядущем грехопадении, тем не менее все равно творит мир и человека, чтобы дать ему возможность свободно осуществить свое призвание к богоуподоблению в любви, или же, отвергнув дарованную ему свободу, впасть в рабство греху. Впрочем, нельзя рассуждать в том смысле, что Божественный замысел был от века обречен на неудачу; произошедшее падение Адама было исцелено Христом, благодаря чему те, кто последует за Ним, получают возможность достичь состояния выше того, в котором находился Адам.
Древо познания добра и зла было некоторым средством к достижению богоподобия. Преодолевая искушение вкусить плодов этого древа, человек мог постоянно преуспевать в послушании Богу и таким образом достигать теснейшего единства со своим Творцом. Это была возможность для человека реализовать свою любовь по отношению к Господу. Неповиновение привело к тому, что было утеряно внутреннее состояние райского блаженства, а потеря внешнего благополучия было лишь закономерным следствием. Утеряв рай внутри себя, наши праотцы стали несчастны, вне зависимости от местонахождения. Поэтому наивно полагать, что если бы Бог позволил Адаму и Еве остаться в раю после грехопадения, они продолжали бы пребывать в состоянии блаженства.
иерей Сергий Поляков

Кто такие Гог и Магог?

В Ветхом Завете у пророка Иезекииля Гог – князь в земле Магог: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество» (Иез.38,1-3). В некоторых поздних нехристианских толкованиях под именем Рош подразумевают Россию. Мы не можем с ними согласиться. Для нас важнее другое - то, что в Новом Завете в книге Апокалипсиса эти два имени символизируют языческие народы, которые под водительством антихриста выступят против Церкви Христовой в конце времен.
иерей Димитрий Туркин (с 2003 г. по 2013 г. служил в нашем храме, являясь клириком храма свт. Николая у Соломенной сторожки, к которому до 2013 г. был приписан наш храм)

Что значит в Псалтыри «песнь степеней»?

Пятнадцать псалмов (119-133) называются песнями степеней или восхождений. Так названы они потому, что пророчествуют о восхождении бывших в плену вавилонском иудеев в Иерусалим, то есть о том, как они, находясь в скорби, молились Богу и, быв услышаны, возвратились в свое отечество. «Степенями, - говорит св. Златоуст, - псалмы сии названы в историческом смысле потому, что в них говорится о возвращении из Вавилона и упоминается о тамошнем плене, а в смысле переносном - потому, что они наставляют на путь добродетели, ибо путь, ведущий к ней, подобен ступеням и постепенно возводит добродетельного и любомудрого мужа от замешательства в сей жизни, как бы от Вавилона, и поставляет на самом небе, как бы в другом Иерусалиме». Поздние толкования говорят о том, что эти пятнадцать псалмов названы песнями степеней по числу пятнадцати ступеней Иерусалимского храма, при восхождении по которым пелись эти псалмы, пелись голосом, постепенно возвышающимся.
иерей Павел Миронов

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.