О храме Жизнь прихода Воскресная школа Живое слово Вопросы священнослужителю

Беседа с иереем Николаем Фатеевым. "Церковь - это корабль, которым люди переплывают житейское море"

Главная - Живое слово - Публикации - Беседа с иереем Николаем Фатеевым. "Церковь - это корабль, которым люди переплывают житейское море"

Беседа с иереем Николаем Фатеевым
«Церковь - это корабль, которым люди переплывают житейское море»

26 декабря 2012 года указом Его Святейшества клирик нашего храма иерей Николай Фатеев был назначен настоятелем строящегося в нашем округе храма. Отцу Николаю было поручено попечение о строительстве храма праведного Алексия, пресвитера Московского, в Бескудникове (3-й Нижнелихоборский проезд). До момента завершения строительства этого храма и начала там регулярных богослужений отец Николай одновременно с трудами по возведению нового храма будет по-прежнему нести приходское послушание на нашем приходе. Предлагаем вашему вниманию беседу с отцом Николаем.

- Отец Николай, Вы пришли в Церковь в годы перестройки. Расскажите, что творилось тогда в умах обычных советских людей? Как они жили, как относились к Православию?

- Тогда для советских людей церковная тема была таинственной, потому что церквей было мало. Ищущая нового интеллигенция с энтузиазмом потянулась в открывающиеся храмы. Новое духовное пространство помогало понять, осознать себя, постигая учение Христа. Многие мои знакомые обратились к вере. В частности, мой коллега, с которым мы работали в конструкторском бюро, стал впоследствии священником. Те, кто искренно желал Бога, они укрепились в Православии, хранят свою веру и развиваются. Те, кто воспринял тогда Православие как новизну, посмотрели, и остались стоять на месте. Кто не ленится, тот идет вперед, а кто не желает трудиться над своей душой - закосневает.

Тема Церкви была совершенно закрытой. Я хотел прочесть Священное Писание, и для этого мне пришлось брать направление райкома комсомола, чтобы записаться в Ленинскую библиотеку. Там я с большим трудом выпросил Евангелие. Каталогизатор не хотела мне его выдавать, говорила: «Товарищ, почитайте наших апологетов атеизма. Зачем Вам нужны эти старинные книжки? Лучше почитайте советскую классику, религиозных или атеистических мыслителей. Зачем Вам Евангелие надо читать?». Я многократно настаивал, чтобы мне выдали то, что я прошу, потому что это мое право. Все, что находится в открытом фонде библиотеки, я могу свободно использовать. И вот, в тишине читального зала ленинской библиотеки, среди людей изучающих разные научные работы, я читал Евангелие от Матфея и постигал духовную радость. Я был в полнейшем восторге!

В открытом доступе не было никакой духовной литературы. Когда я стал ходить в храм, одна прихожанка дала мне репринтное издание житий святых, месяца февраля, как сейчас помню. Я там читал о мученике Трифоне – 1 февраля. Настолько интереснейший был для меня пласт! Нам же предлагали в институте учить классиков марксизма, делать конспекты Маркса, Энгельса, Ленина, представляете? Нужно было сдавать научный коммунизм, это был обязательный предмет. И религия стала для меня тогда очень живой, интересной темой. Как и в древности: Господь явился Израилю и Симеон сказал Пресвятой Богородице: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35) - и также, когда вера вдруг открылась многим людям, она стала доступна, свободна и невозбранна, и можно было ее исповедовать, то и открылись сердца. Кто желал постичь Истину, служить Богу, предался этому делу и до сей поры продолжает. Кто просто хотел посмотреть, послушать слова мудрости, но не хотели менять себя, те вернулись к своим прежним занятиям, так и продолжают наблюдать, но ничуть не стремятся к духовному деланию. Все как в первые века христианства, во дни первого пришествия Христа. Как сказал премудрый Соломон: «Что было, тожде есть, еже будет» (Еккл. 1, 9).

- Как, на Ваш взгляд, отличались верующие с конца восьмидесятых – начала девяностых от современных верующих?

- Они какие были, такие и остались. Верующие первых веков, восьмидесятых годов прошлого века и нынешние – такие же верующие, которые искренно желают служить Богу всеми своими силами и талантами, желают украсить свою душу добрыми делами. Вера же, она в сердце человека, а сердце оно неизменно. «Создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их» (Псал. 32, 15) – то есть единым Творцом созданные сердца. И те же самые плоды произрастают в сердцах наших современников – добродетели и всякие духовные радости.

- Что Вам ярче всего запомнилось из первых лет служения в священном сане?

- Сложно сказать. С каждым годом служения появляется что-то новое. Как дерево растет и на нем с каждым годом появляются новые ветви. И всякий человек, служащий Богу, растет, изменяется. Как старшекласснику галочки и крючочки, которые он писал в прописи, кажутся пустяком, а для первоклашки это нужно и важно. Так и служение в священном сане: что-то мне казалось вначале очень сложным – постижение богослужения, точное исполнение богослужебного устава и церковного обихода, а сейчас это кажется настолько простым - ну как об этом можно беспокоиться? Так легко все и просто. Сейчас - Господь благословил заниматься строительством храма и мне тоже кажется, что это так сложно, а пройдет время и все уже станет просто. Я вижу, что Господь всегда помогает, умудряет, подсказывает и милость Его безмерна.

- Как Вы узнали о своем назначении настоятелем будущего храма? Это стало для Вас неожиданностью?

- Отчасти это было неожиданностью, потому что мне никто ничего не говорил. Просто что-то спрашивали, анкеты дополнительные, фотографии, и только потом, когда меня пригласили и вручили указ, я узнал, на каком участке будет находиться храм и в честь кого он будет назван.  Как-то, во время моего дежурства, в храм позвонили и пригласили меня явиться в Патриархию. Для чего - не сказали. Когда я приехал, протоиерей Владимир Диваков, вручил мне указ о назначении меня настоятелем строящегося храма, рассказал о том, как он начинал восстанавливать храм.

Я пока не чувствую себя настоятелем храма. Настоятельство сродни отцовству. Мало родится ребенку, надо его еще и воспитать, пережить его болезни и только тогда ты поймешь, что ты – папа. При рождении ребенка ты лишь номинально отец, а де факто – становишься только в процессе воспитания. Так и в строительстве храма. Моя основная деятельность сейчас - приходское служение и окормление тех людей, которых мне Господь посылает, это наиважнейшая моя задача в любое время, при любых обстоятельствах, ну, а между службами я занимаюсь вопросами по строительству храма.

- Какими качествами должен, по Вашему мнению, обладать настоятеля прихода?

- Царь Давид был избран правителем израильского народа Богом за незлобие свое. Незлобивому и кроткому Давиду Господь пособлял. И так в псалмах интересно сказано: «От доилиц поят eго пасти Иакова раба Своего и Израиля достояние Свое. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть» (Псал. 77, 71-72). Я думаю, что незлобие – это одно из тех качеств, которое должно быть у любого руководителя. У нас очень много поводов обижаться, злиться, а мы, не смотря на всякие невзгоды, должны хранить доброту, мир и доброжелательность.

- С какими трудностями Вам уже пришлось столкнуться при строительстве храма?

-  Я еще и не знаю этих трудностей. Пока мы собрали актив, общину. Но как сказал пророк: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Псал. 126, 1). Поэтому главное, чтобы была воля Божия в строительстве храма. Мы же будем молиться и делать свое дело.

- Остается ли у Вас время для проведения его с семьей?

- Священник – человек, который во многом себе не принадлежит. И хотя очень много времени посвящено служению, но и обязанностей по воспитанию детей с меня никто не снимал. Поэтому хоть время есть, хоть его нет, домочадцы, дети вторгаются в жизнь папы бесцеремонно, не спрашивая разрешения. Они берут за руку и требуют внимания, участия, выслушать, посоветовать. Либо почитать сказку, помочь сделать уроки, погулять на улице.

- Ощущаете ли Вы духовную поддержку от кого-либо?

- Всегда. Радость служения приходит в сердце и от Бога и от людей. Когда священник служит в приходе, он молится за своих прихожан, а прихожане молятся за священника. Я многократно испытывал эту поддержку, когда, бывает, помощи ждать неоткуда, а она приходит. Или когда просто добрым словом люди могут ободрить и тем, что дела, которые священник делает для них, им очень важны, они говорят об этом, благодарят. Эта благодарность передается из сердца в сердце. Либо когда просят вместе помолиться, т.е. когда людям необходимо служение священника. Видя это, чувствуешь, что Господь укрепляет. В другой раз устал бы уже, а силы вновь появляются. Когда делаешь нужное для людей, забываешь о своей немощи.

- Кем является священник для прихожан? В чем заключается главная цель его служения?

- Каждый прихожанин сам определяет, кто для него священник. Господь сказал: «По вере вашей будет вам» (Мф. 9, 29). Одни в священнике видят поставленного церковного чиновника, другие - своего духовника, отца и понимают, что Господь может через его молитву направить их к спасению, помочь духовно возрастать, постигать Бога вместе, за руку идти к Богу. Вот, во время крещения священник водит за руку крещенного вокруг купели. Это образ из жизни – священник ведет человека к Богу. Если христианин желает, чтобы священник вел его к Богу, то и к словам его относится со вниманием и к самому священнику относится как к духовному помощнику, наставнику. У кого какое сердце. Так же и Христа одни видели пророком, другие Господом, третьи – обманщиком, льстецом. И в дни наши служителя Христова видят в зависимости от сердца человеческого.

- Какова, по-Вашему, должна быть роль Церкви в жизни современного православного?

- Церковь - это корабль, которым люди переплывают житейское море. Если корабля не будет, люди потонут. Без Церкви тяжело исполнять заповеди, жить в мире и хранить душу в чистоте. Церковь для всякого верующего всегда являлась маяком, показывающим, какие дела угодны Богу и учат исполнять данные Им заповеди. Живущие в Церкви люди являются примером соединения жизни и заповедей Божиих.

Роль ее в жизни каждого – быть матерью, питать его Святыми Тайнами, укреплять душу человека. Понимаешь, что надо делать, а не хочется. Знаешь, что надо смирять себя, а не хочется. Осознаешь, что гордость – грех, а не хочется избавляться от нее, хочется считать себя всегда правым, правильным, совершенным. Церковь помогает человеку взглянуть на себя изнутри, увидеть недостоинства и найти силы к исправлению своей жизни.

В Церкви человек открывает душу Богу, как сказано в Писании: «Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне» (Псал. 36, 5-6). Сам Господь тем, кто открыт сердцем, всегда исправляет путь к радости. Как полуденное солнце в зените всем светит, так открытый Богу сердцем человек будет Богом возведен светить ближним своим и сам Господь его укрепит и возрадует.

Беседовала Светлана Илюшина

 

 

Иннокентьевский листок №64 Апрель-Май 2013 г.

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.