О храме Жизнь прихода Воскресная школа Живое слово Вопросы священнослужителю

Как правильно подготовиться и приступать к Таинству Святого Причащения

Главная - Живое слово - Публикации - Как правильно подготовиться и приступать к Таинству Святого Причащения

Как правильно подготовиться и приступать к Таинству Святого Причащения

Смысл Таинства
О смысле Таинства Причастия, об установлении Таинства, о важности Причастия для всех верующих.

Таинство Причащения, или Евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение»), занимает главное место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Таинство Причащения впервые совершено Самим Господом нашим Иисусом Христом. Произошло это накануне крестных страданий Спасителя. Господь, собравшись со Своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название Тайной Вечери.

Господь устанавливает на этом прощальном вечере Таинство Святого Причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое Тело и честную Кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить Причащение Его Тела и Крови в Таинстве Евхаристии. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28). Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это Таинство.

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение Тайной Вечери. И на каждой Евхаристии – и во времена апостолов, и в нашем XXI веке – Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

Об обязательности Причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56). Не причащающийся Святых Таин отрывает себя от источника жизни – Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к Таинству Причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в Причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Таинство Причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в Святые Дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святые дары – это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к Причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство.

Таинство Причащения с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать Таинство Причащения в воспоминание о Нем, после Его Вознесения стали совершать преломление хлеба – Евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали Евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена Евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и Причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов.

Сейчас в практике Православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Подготовка ко Святому Причащению
О том, как должно готовиться духовно и телесно к Таинству Причастия

Святые Тайны – Тело и Кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – Святые Дары. Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником Святых Тайн. Готовясь к Причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к Причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко Святому Причащению, в которое входят канон к Причастию и молитвы. Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Перед Причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений. Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к Святым Тайнам.

Готовящиеся к Причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день Причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно.

Самым важным моментом в подготовке к Таинству Причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают Таинство Исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к Причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды. Готовясь к Причащению Святых Тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков.

 Как должно вести себя, подходя к Чаше и отходя от нее
Чтобы важный момент Причащения происходил чинно, без суеты, каждому причастнику хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше.

1. Когда выносят Чашу со Святыми Дарами, то можно сделать земной поклон, но только при условии, что людей в храме немного, и вы никому не помешаете и никого не толкнете.

2. Когда отверзаются Царские врата и выносят Чашу, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться. Во-первых, этим крестообразным сложением рук мы еще раз напоминаем себе, что путь к единению со Христом – это путь Креста. Во-вторых, мы складываем руки, чтобы неловким движением случайно не задеть и не толкнуть Святыню. По этой же, очень важной, причине священник каждый раз перед Причастием объявляет, что не надо креститься непосредственно перед Чашей. Отходить от Чаши нужно также не разнимая рук.

3. Не следует разговаривать и задавать вопросы священнику перед Чашей.

4. Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, данное при крещении.

5. После принятия Святых Даров следует немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. Если священник не дает верующим прикладываться к Святой Чаше, то это объясняется опасением, что люди могут толкнуть Чашу. Не надо спорить со священником и во что бы то ни стало поцеловать Чашу, потому что бывают случаи, когда православные верующие неосторожно подходят к Чаше, крестятся перед ней, целуют неаккуратно, сильно давят на Святую Чашу, тогда священник может уронить или выплеснуть Святую Кровь.

6. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.

7. Подходить к Причастию надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной для тех, кто отходит к запивке.

8. Первыми причащаются дети и только потом все остальные.

9. Часто среди причащающихся возникают некрасивые споры из-за того, кому первым подойти ко Святой Чаше. Складывается ощущение, что некоторые забывают, к Кому они приступают. В Евангелие сказано «Так будут последние первыми, и первые последними» (Мф. 20, 16). Нужно уступать ближним дорогу, не отстаивать свое «право» подходить первым. Ведь если кто-то с недобрым чувством раздражения, злости и осуждения приступит в числе первых к Чаше, ко Христу, не будет ли Причастие в осуждение такому человеку? К

 Чаше Жизни нужно подходить с благоговением, со страхом Божиим, с чувством своего недостоинства, своей греховности, только тогда нас посетит благодать Божия.

10. Женщинам перед Причастием нужно стереть губную помаду.

11. Боязнь заразиться какой-нибудь болезнью, принимая Причастие от одной лжицы и Чаши со всеми – это неверие в спасительную силу Таинства. Ни­когда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Чашу: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевал. Это величайшее Таинство Церкви, данное нам в числе прочего и во исцеление души и тела. Господь не посрамляет веру христиан. Ни священники, ни диаконы, которые потребляют Святые Дары и потом замывают Святую Чашу, не болеют чаще, чем любые другие люди. Поэтому причащающие детей и сами приступающие к Причащению должны оставить всякую брезгливость, боязнь и маловерие.

12. Отойдя к столику с запивкой, надо выпить теплоту и съесть антидор. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать.

13. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день.

14. После Причастия службу продолжает очень важный и ответственный момент: священ­ник выносит Святые Дары. Настоятель нашего храма протоиерей Михаил Михайлов говорит о времени второго изнесения Святых Даров: «Это символ Вознесения Христова, при котором апостолы стояли, в благоговении склонив головы. Так же должны вести себя в этот момент и верующие. Нам же часто приходится видеть, как прихожа­не, даже не принимавшие Причас­тия, сразу же по его окончании в ходе службы бросаются к запивке и просфорочке. Такое поведение неблагоговейно и необъ­яснимо, тем более в момент, когда нам является Христос перед Вознесением, и до следующего дня литургии в храме не будет, и мы не знаем, увидим ли мы еще Святые Дары или нет».

15. После того как причастник выпил теплоту и съел антидор, он молится до конца Божественной литургии и вместе со всеми подходит ко кресту. Существует неправильное мнение, что нельзя целовать руку священника, а только святой крест. Это неверно, после того как причастник запил, он может приложиться ко кресту, к благословляющей руке, к иконам.

16. В день после Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.

17. Необходимо обязательно прослушать или прочитать Благодарственные молитвы по Святом Причащении.

 Причащение детей
Родителям, бабушкам и дедушкам нужно знать о том, как следует подносить ребенка ко Святой Чаше

1. Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста.

2. Подходя к Святой Чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул Чашу, или не схватил лжицу. Грудничков не следует плотно кормить перед литургией, чтобы после Причащения они не срыгнули.

3. Не нужно ждать, пока маленький ребенок сам произнесет свое имя, родители могут сами назвать имя ребенка.

4. Маленьких детей обычно причащают только Кровью Христовой. Но если младенец причащается часто и ведет себя у Чаши спокойно, священник может дать ребенку (не грудному) небольшую частицу.

5. На Литургии Преждеосвященных даров младенцев, не принимающих частицу, не причащают, потому что на этой литургии в Чаше находится Тело Христово, напоенное Кровью, и налито вино, не претворенное в Кровь Спасителя.

6. Часто можно наблюдать, как перед Чашей «заботливые» родители или бабушки говорят ребенку: «Не бойся, тебе сейчас дадут компотика (медка, сладкой водички)». Так говорить не следует. Пусть уже в совсем малом возрасте ребенок привыкает к слову Причастие. Ребенок еще не знает, что это такое, но пусть он видит по реакции родителей и всех окружающих, что это что-то очень важное. У ребенка с раннего детства надо воспитывать такие черты как благочестие, прививать понятие святыни.

7. Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к Святым Тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. Семья – это малая Церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной Чаши.

8. Если уже довольно большие младенцы беспокойно ведут себя у Чаши, плачут, кричат, вырываются, то, как правило, это происходит из-за того, что этих детей редко причащают. Регулярное посещение храма, настраивание ребенка заранее, приучение ребенка к церковной обстановке, собственный пример помогают преодолеть отрицательную реакцию малыша.

Подготовил иерей Павел Миронов
Для подготовки материала был использован материал сайта Православие.
Ru «Таинство Причащения» священника Павла Гумерова

Иннокентьевский листок №66 Август-Сентябрь 2013 г.

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.