О храме Жизнь прихода Воскресная школа Живое слово Вопросы священнослужителю

«С помощью благодати Божьей борьба с грехом каждому может принести победу» Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о таинстве Покаяния

Главная - Живое слово - Публикации - «С помощью благодати Божьей борьба с грехом каждому может принести победу» Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о таинстве Покаяния

«С помощью благодати Божьей борьба с грехом каждому может принести победу»
Беседа с насельником Сретенского монастыря иеромонахом Иовом (Гумеровым) о таинстве Покаяния

Предлагаем вашему вниманию беседу с насельником Сретенского монастыря иеромонахом Иовом (Гумеровым), кандидатом философских наук и богословия, ведущим рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие.Ru» и автором множества книг, среди которых известная серия «Вопросы священнику» издательства Сретенского монастыря. Беседа посвящена одному из важнейших церковных таинств в жизни христианина – таинству Покаяния.

 - Отец Иов, все мы стараемся регулярно приступать к таинству исповеди. Как не придти к формализму в исповеди, особенно тем людям, которые часто исповедаются и из недели в неделю подают записки с небольшим количеством одних и тех грехов? Как сделать исповедь плодом покаяния?

 - Формализм в покаянии бывает не по причине частой исповеди, а от недостатка страха Божия. Такой человек, если будет приступать к таинству покаяния раз в год, все равно назовет несколько грехов, которые он называл в прошлом году. Чтобы не было формализма, надо иметь страх Божий и постоянно помнить о будущем Суде. Поэтому преподобный Антоний Великий говорит: «Страх Господень искореняет из души все грехи и всякий вид лукавства» (Отечник. 5).  Если человек не стоит на месте, а восходит по лествице духовной, то в нем рождается истинная любовь. Тогда страх наказания сменяется страхом оскорбить своими грехами святость Божию. У такого человека потребность к покаянию вызвана отвращением к самим грехам. По словам св. Федора Эдесского «Такой страх чист, потому что бывает из-за самого добра, и он очищает души наши, будучи равносилен самой любви» (Добротолюбие. Том III, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993, с.344).

Конечно, любовь и рождаемый ею совершенный страх, приобретается постепенно. Для этого нужна постоянная работа над собой. Мы должны все время испытывать: живем ли мы по заповедям Божиим. Без этого наше христианство незаметно для нас может стать формальным, холодным и бесплодным.

Повторяемость же грехов, в которых мы регулярно каемся, не всегда связана с формализмом в покаянии. Греховные навыки бывают очень живучими, потому что пустили глубокие корни. От каждого требуется борьба с грехом в себе. С помощью благодати Божьей эта борьба каждому может принести победу.

 - Как подготовиться к первой сознательной исповеди? И как быть, когда не знаешь, в чем каяться?

 - Исповедь - это покаяние во всех грехах, которые человек совершил. Новоначальному нелегко увидеть свои грехи в полноте. Полное видение грехов - дело совершенных. «Луч солнечный, проникший через скважину в дом, просвещает в нем все, так что видна бывает и тончайшая пыль, носящаяся в воздухе; подобно сему, когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи» (Добротолюбие,  с.498). Разум человека впервые, приступающего к исповеди, еще просвещен  Благодатью Божией. Поэтому при подготовке к исповеди надо использовать некоторые руководства. Лучшим из них считаю небольшую книгу . Ее легко найти в православных книжных магазинах. Отец Иоанн хорошо показывает многоликость греха. Он помогает увидеть ее различные стороны. Читая эту книгу, надо проверять себя. Если есть грех, о котором говорится в книге, увидели в себе, то надо записать, чтобы не забыть. Можно обратиться к другим руководствам, например, «В помощь кающимся» (составлена по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). Если исповедь предстоит в ближайшее время, а пособия нет, то надо сосредоточенно вспомнить все грехи по десяти заповедям.

 - Как преодолеть чувство стыда при исповеди своих грехов?

 - Это ложное чувство преодолевается  верой. Сам Господь, Который лучше нас знает все наши грехи, слушает нас и ждет от нас раскаяния, чтобы очистить нашу душу. Если для нас, действительно, важно угодить Богу, то нас не будет смущать мнение о нас людей. Преподобный Ефрем Сирин советует преодолевать стыд во время исповеди мыслью о Страшном Суде: «Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи. Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там перед всей вселенной. Где больше мучения? Где больше стыда? На деле мы отважны и бесстыдны, а когда должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим».

 - Насколько подробно нужно говорить на исповеди о своих грехах?

 - Всякую вещь, говорит святитель Василий Великий, украшает мера. Мера — дело совершенных. Возростая в духовной жизни, мы должны в своей исповеди тоже стремиться найти меру. Все грехи надо называть конкретно и определенно. Избегать отвлеченности, не говорить намеками. Иначе исповедь будет неглубокой, поверхностной. С другой стороны, избегать излишней описательности, перечисления всех случаев одного и того же греха (например, чревоугодия). Как правило, в этих подробностях скрадывается чувство покаяния, мы незаметно переходим к самооправданию. Если же был грех сугубый, может быть смертный, тогда нужна определенная подробность. Одно дело внимательное отношение к себе, желание избежать всякого греха не только в делах и словах, но и в помыслах и чувствах, а другое — скрупулезный анализ и перечисление всех своих помыслов, которые порой меняются, как в калейдоскопе. При такой исповеди человек, духовно недостаточно опытный, часто впадает в уныние и мнительность. Подробнейшая исповедь с исследованием породивших их причин и откровение помыслов — дело монашествующих, совершающих духовное делание под руководством опытных наставников. Самое главное — глубокое покаяние, желание и решимость исправиться, не повторять грехи, в которых исповедуешься. Мытарь с великим сознанием своей греховности сказал пять слов и ушел оправданным.

 - Как отличить грех осуждения от обсуждения поведения человека?

 - О недостатках ближнего можно говорить только тогда, когда есть к нему искренняя любовь. Тогда побуждение для нас будет нелицемерное желание помочь ему. Любовь подскажет, при каких обстоятельствах и в какой форме сказать об этом. При осуждении же всегда присутствует явное или скрытое превозношение над человеком.

 - Допустимо ли на исповеди рассказывать священнику обстоятельства совершения греха?

 - Да, если это полнее показывает нашу вину. Однако часто на исповеди говорят об обстоятельствах совершенного греха, чтобы в какой-то степени возложить вину за наш грех на обстоятельства или других людей.

 - Как различить понятия исповеди и духовного руководства? Отличается ли исповедь у духовника от исповеди у приходского священника?

 - В исповеди активность принадлежит кающемуся. Он приносит Богу покаяние. Для духовника совершение таинства исповеди – важнейшая часть духовного руководства. Время исповеди дает духовнику наиболее естественный и удобный повод подать назидание и оказать пастырскую помощь.

Приходской священник нередко бывает одновременно духовником. Если же  приходской священник не является духовником, то он должен стремиться ограничиться принятием исповеди. Что касается епитимии или пастырского совета, то лучше, чтобы это делал духовник. 

 - Таинство исповеди и таинство Причастия разделены между собой? Или исповедаться можно отдельно от Причастия? И в каких случаях допустимо причащение без исповеди?

 - Это два самостоятельных таинства. Можно исповедываться, не причащаясь. Однако перед Причастием надо обязательно очистить совесть от грехов. Эта практика возникла потому, что современные приходы не представляют собой общины. Принимающий исповедь священник не является для большинства духовником. Он не знает их жизнь. Некоторые приходят на исповедь впервые, а другие не имеют настоящего опыта церковной жизни, причащаются редко. Им приходится объяснять, что они недостаточно готовы к Причастию. Некоторые хотят причаститься, живя в смертных грехах. Например, в блуде, называя это «гражданским браком».

В некоторых случаях духовник может допустить к Причастию без исповеди, когда человек часто приступает к исповеди и Причастию,  внимательно относится к себе. Если от последней исповеди прошло только несколько дней и не было грубых грехов, а текущие грехи он регулярно истребляет внутренним покаянием дома. Ведь многие молитвы, которые входят в утреннее и вечернее правило, ведут нас к покаянию. Дает ли это прощение грехов и очищение души? Несомненно. Молитва – реальное общение с Богом. И если мы просим нашего Небесного Родителя простить нам согрешения наши, то получаем, ибо непреложно слово Божие: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22). Кроме веры, нужно исполнить еще одно условие: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). Святые отцы советуют постоянно в повседневной жизни прибегать с  покаянием к Богу: «Елижды аще падеши, востани и спасешися. Ты грешник, ты постоянно падаешь, научись восставать; позаботься о снискании этой мудрости. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, внушенный царю и пророку Давиду Духом Святым, и читай его с искреннею верою и упованием, с сердцем сокрушенным и смиренным; после искреннего раскаяния твоего, выраженного словами царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир душевных своих сил. Главное в жизни: ревнуй о взаимной любви и никого не осуждай. Каждый за себя даст ответ Богу, а ты в себя смотри. Злобы берегись». (Св. праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 2).  

Беседовали иерей Павел Миронов и чтец Валерий Кулиш

Иннокентьевский листок №47 Декабрь 2010 г.

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.