О храме Жизнь прихода Воскресная школа Живое слово Вопросы священнослужителю

"Поклонимся Богомладенцу Христу". Слово настоятеля протоиерея Михаила Дудко

Главная - Живое слово - Публикации - "Поклонимся Богомладенцу Христу". Слово настоятеля протоиерея Михаила Дудко

Поклонимся Богомладенцу Христу
Слово настоятеля протоиерея Михаила Дудко

Праздник Рождества одинаково важен для всех христиан. Утверждение это, кажущееся очевидным  - все-таки Христос дал имя сообществу верующих в Него, Своей Церкви - сегодня приходится доказывать. По преимуществу бросаются в глаза внешние различия - обустройство храмов, тексты и мелодии песнопений, стиль богослужения, традиции праздников, но есть и более глубокие, сущностные. Люди, одинаково называющие себя христианами, слишком далеко разошлись в определении места Церкви в мире, смысла Боговоплощения, достоинства и прав человеческой личности, понимания тех или иных мест Слова Божия - Священного Писания.

И все же если спросить у любого, действительно любого христианина, что есть для него Рождество Христово, всегда услышишь самые добрые, возвышенные и радостные слова.

«Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Лк. 2:4-7)

Из этого скромного повествования, а также из рассказа о пастухах, поклонившихся Богомладенцу, ангелах, воспевших в небесах, и волхвах из далекой восточной страны, принесших Царю Царей золото, ладан и смирну, родилось богатство смыслов и образов, окружающих Рождество в христианском мире.

А на практике?

Сетки, сумки, авоськи, кульки,

Шапки, галстуки, сбитые набок.

Запах водки, хвои и трески,

Мандаринов, корицы и яблок.

Хаос лиц, и не видно тропы

В Вифлеем из-за снежной крупы.

И разносчики скромных даров

В транспорт прыгают, ломятся в двери,

Исчезают в провалах дворов,

Даже зная, что пусто в пещере:

Ни животных, ни яслей, ни Той,

Над Которою -- нимб золотой.

(Иосиф Бродский)

Рождество в России еще не заняло прежнего места, проигрывая в неформальном соревновании за приз симпатий публики традиционному с советских времен Новому году. Но это и неплохо. Весь канительный блеск, огоньки и сверкающая мишура, заполняющие прилавки супермаркетов далеко перед 25 декабря, к 7 января обычно находится на излете. Можно праздновать спокойно и благочестиво.

Не всем это нравится. Еще недавно при приближении праздника во все редакции - православные или просто выделяющие на страницах своих изданий место для встречи со священником - обязательно шли вопросы: а почему Церковь упорно не переносит свой праздник пораньше, на новый стиль, чтобы можно было спокойно покушать скоромного в Новогодний праздник?

Между тем в среде русских эмигрантов первых волн, для которых религия и русскость значили очень много, вопрос давно решен. Попав на Запад, они столкнулись с проблемой первыми,  и не захотели быть захваченными блестящим вихрем потребительского ажиотажа. Сохранение некоторой дистанции - признак аристократизма. Потеря себя начинается с малого, а несоблюдение традиций ускоряет процесс саморазрушения. Продолжающие соблюдать аристократическую дистанцию, даже третье-четвертое поколение родившихся на Западе потомков послереволюционных беженцев зачастую хранят язык и культуру в поразительной сохранности, одновременно прекрасно вписываясь в очень жесткие здесь профессиональные рамки.

На Западе магазины веселы и трогательны. Они собственно и выполняют сегодня функцию настоящего рождественского храма. Консьюмеристского, потребительского храма, но уж какой есть. А какой еще может быть, если знаешь «что пусто в пещере»? В соборах же блеска нет, они одновременно величественны и колористически однотонны, но это лучшее, что мог дать сумрачный западный гений в дар небесам. 

А вот в России... При том, что потребительской страсти, наверное, не меньше, но «купола в России кроют чистым золотом», все в церквах сияет простодушным блеском и каждый легко может достучаться до спящей в обычное время в глубине души детскости, изначальной уверенности в справедливости и благости окружающего нас мира, неколебимости его богозданной сущности. И даже если «чистое золото» у нас сусальное, ладан софринский, а смирна вообще находится вне употребления, именно здесь, в храме, полном сияния, мы на минутку ощущаем себя волхвами, принесшими в вифлеемскую пещеру дары. И здесь, а не в магазине, замираем у ее порога в благоговейном трепете. Это не значит, что «сетки, сумки, авоськи, кульки, шапки, галстуки, сбитые набок», - про них, и совсем не про нас. Все люди одинаковы. И все же...

Но даже на уровне более высоком, чем бытовая религиозность, разница между православным и западным восприятием Рождества тоже немаленькая. На православном востоке главный христианский праздник - Пасха. На Западе, конечно, Рождество.

Почему почитается Пасха - понятно. Это Воскресение Христово, знамение нашего торжества над извечным врагом рода человеческого - смертью, выражающее суть нашей веры. Рождество - дело другое. Древние христиане день своего появления на свет не праздновали. В этом для них виделось нечто языческое. Ведь в Священном Писании говорится про празднование дней рождения такими второстепенными и неблагочестивыми, мягко выражаясь, персонажами, как царь Ирод, да египетский фараон. 

Когда в четвертом веке Рождество стали отмечать 25 декабря вместо языческих зимних праздников, не все это приняли сразу. Во-первых, по причине, указанной выше: верующие не праздновали дни рождения.

Во-вторых, как справедливо отмечают некоторые исследователи, Библейское описание Рождества не содержит указания на дату события. Евангелист Лука повествует, что «были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк.2:8), что якобы указывает на то, что Младенец Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, вероятно, искали бы убежища для своего стада на ночь. Другие источники отмечают, что пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, выгоняли скот на поля даже за месяц до Пасхи, когда количество дождей в Палестине бывает весьма значительно. Одним словом, есть простор для толкований, спорах о дате.

И в третих, в Римской империи раннехристианских времен в конце декабря отмечался языческий праздник дня рождения Непобедимого Солнца (Dies natalis Solis Invicti), и именно туда было перенесено Рождество Христово. Ставить храмы на месте разрушенных капищ, освящая скверное место - в обычаях христиан, но в случае замены праздника языческого на праздник христианский укоренившиеся в народной памяти традиции первого могли затемнить смысл второго. Отцы пошли на это и оказались правы. Непобедимое Солнце если и вспоминается сейчас, то в связи со Спасителем, Иисусом Христом, называемым «Солнцем правды».

Сакральное от мирского в России пока еще принято отделять. Согласитесь, странновато воспевать Святителю Николаю в акафисте: «Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою сладостей духовных исполняемся», а потом лицезреть тезоименитого масс-культурного персонажа в красном шутовском костюме и в огромных сапогах с золотыми пряжками отплясывающего под звуки «Jingle bells, jingle bells, jingle all the way...» на потеху веселой публике. Какое уж тут «от страстей избавляемся», скорее ими увлекаемся!

Очень жаль, если поддельный святитель Николай, выступающий в роли полуязыческого божка Санты, фейковый святой, совершенно забывший о своем христианском происхождении, приживется у нас вместо религиозно нейтрального Деда Мороза. Пусть уж последний персонаж рулит светскими торжествами, а святителя Николая, святого, особо почитаемого на Руси, отзывчивого, доброго, милосердного, пожалуйста, оставьте верующим, как «святителя прелюбимого».

Сподоби нас, Господи, «Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети, с высоты Востока!», храня в душе чистоту пастухов, заботясь о стяжании мудрости звездоблюстителей, сберегая благодать великого праздника в мире и любви.

 Иннокентьевский листок №70 Январь 2014 г.

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.