О храме Жизнь прихода Воскресная школа Живое слово Вопросы священнослужителю

«Традиция чтения очень важна для христианской культуры» Беседа с руководителем издательства Сретенского монастыря иеромонахом Симеоном (Томачинским)

Главная - Живое слово - Публикации - «Традиция чтения очень важна для христианской культуры» Беседа с руководителем издательства Сретенского монастыря иеромонахом Симеоном (Томачинским)

«Традиция чтения очень важна для христианской культуры»
Беседа с руководителем издательства Сретенского монастыря иеромонахом Симеоном (Томачинским)

Иеромонах Симеон (Томачинский) – с 2003 года руководитель издательства Московского Сретенского монастыря. В 1996 году он закончил русское отделение филологического факультета МГУ им. Ломоносова. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Гоголя и поступил послушником в Сретенский мужской монастырь. В 2003 году был пострижен в монахи. В 2004 году был рукоположен в священника. В 2008 году закончил Сретенскую духовную семинарию, где в настоящее время преподает зарубежную литературу. Сретенский монастырь известен своей активной деятельностью, в том числе издательством, которое является одним из ведущих православных издательств в России. Мы побеседовали с отцом Симеоном о проблемах чтения и о современном состоянии церковного книгоиздания.

– В современном обществе интерес к чтению, особенно серьезному, невысок. С чем это связано, опасно ли это?

– Думаю, в целом это связано с общим падением культуры в обществе и, конечно, с тем, что книги испытывают серьезную конкуренцию со стороны телевидения, фильмов и мультимедийной продукции. Конечно, гораздо более притягательными для молодежи и детей являются фильмы, игры, интернет, особенно если молодое поколение не было воспитано в книжной культуре. Старшее поколение, которое выросло на книгах, не может себя представить без чтения и по традиции тяготеет к книжной культуре. А для молодежи выбор между «ящиком» и книгой, как правило, предопределен. Это, действительно, большая проблема, поэтому сейчас несколько лет проводится и государственная программа в поддержку чтения, и Церковь, со своей стороны, тоже пытается поддержать эту традицию чтения, которая очень важна для христианской культуры.

– В каком состоянии сейчас пребывает рынок православной литературы, какие тенденции прослеживаются?

– Сейчас в целом в книгоиздательской области происходят довольно серьезные изменения, которые связаны с реформами, а именно с введением обязательного рецензирования всех книг, предназначенных для церковной торговли. Поскольку этот процесс непростой, многоступенчатый, то, с одной стороны, издательства не до конца понимают, какие перспективы их ожидают и как себя вести в этой ситуации, что сказывается, естественно, на объеме и качестве издаваемой продукции. С другой стороны, сам Издательский Совет постепенно набирает обороты, но не в состоянии сразу единовременно, условно говоря, переварить такое количество книг, которое поставляют множество церковных издательств. Ведь чтобы это сделать быстро и качественно, нужно иметь большой штат квалифицированных рецензентов. Разумеется, такое возможно только со временем, поэтому в настоящее время то, что мы называем рынком православной литературы, находится в напряженном состоянии ожидания и анализа.

Сейчас главная проблема для издательского рынка – как в нынешних условиях сохранить издательство книг рентабельным, тем более, что и так книжное дело не особо прибыльно. Конечно, это, в первую очередь, просвещение, но, с другой стороны, ни одно издательство не выживет, если оно не будет хотя бы самоокупаться.

– На какие новинки православной литературы Вы посоветуете обратить внимание читателю?

– В связи с такой ситуацией, которую я описал, не видно каких-то поражающих воображение новинок на рынке, потому что все озабочены глобальными проблемами. Конечно, появляются хорошие, интересные книги, востребована святоотеческая литература. Можно отметить книгу, вышедший только что трехтомник, который подготовлен Синодальной Библейско-богословской комиссией, – «Православное учение о церковных Таинствах». В свое время проходили одноименные конференции под руководством митрополита Минского Филарета, председателя этой комиссии. Конференции были очень интересные, потому что там был очень широко представлен научный мир не только России, Украины, Белоруссии, но и других стран. Были зачитаны поразительно интересные доклады. Священник Гамбер и профессор Роберт Тафт, множество других имен и знаменитостей… Тему церковных Таинств каждый из них раскрывал с разных сторон и с разной степенью глубины. Вышедший трехтомник суммирует все, он касается всех таинств, самой науки сакраментологии. Может быть, это издание не для массового читателя, тем более, что стоит оно довольно дорого. Но это огромный вклад в богословскую науку, и заслуживает самого большого интереса.

 

Один из залов книжного магазина «Сретение» Сретенского монастыря

Из глобальных проектов хочу отметить полное собрание сочинений Н.В. Гоголя, которое сейчас выпускается издательством Московской Патриархии. Сейчас выходят последние тома. Это, действительно, знаковое событие со всех точек зрения, тем более, что это российско-украинский проект; одновременно то же собрание выходит и в Киеве для украинского читателя. Думаю, не только любители Гоголя, но и ценители отечественной словесности, библиотеки, в том числе семинарские и приходские, кто может себе позволить приобрести это издание, обратят на него внимание. Более 50-лет у нас не было полного собрания сочинений Гоголя, впервые издаются многие его произведения, в том числе духовные трактаты, которые небесполезно знать рядовому верующему человеку. Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Так что это не просто культурный проект, но и церковный, тем более, что Гоголь был глубоко верующим, церковным человеком.

– Какие в настоящее время основные центры издания православной литературы? Какое место занимает Сретенский монастырь в их числе?

– По исследованиям профессионалов в этом деле лидерами в православном церковном книгоиздательстве является издательство Московской Патриархии и издательство Сретенского монастыря. С учетом переизданий в год мы издаем 150-200 книг, сейчас вряд ли кто может похвастаться таким количеством. Можно отметить еще целый ряд крупных издательств: «Паломник», издательство Свято-Тихоновского университета, «Сибирская благозвонница».

– Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности Сретенского монастыря в области книгоиздания.

Традиционно Сретенский монастырь издает очень широкий спектр направлений литературы. С одной стороны, это литература святоотеческая, традиционно любимое чтение православных христиан: «Лествица», преподобные Авва Дорофей и Никодим Святогорец, святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник и т.д. С другой стороны – Священное Писание, молитвословы, богослужебная литература, а также то, что мы называем «просвещение через культуру». То есть для нас имеет большое значение художественная литература, это и русская классика (серия «Библиотека духовной прозы»): Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, избранное Н.С. Лескова, И.С. Шмелева. В этих сборниках собрано духовнополезное и назидательное чтение. С другой стороны, это и современная православная проза, авторы нашего времени, например, Алексей Варламов, целый ряд других авторов; сейчас готовятся книги священника Ярослава Шипова. Так же издается у нас и зарубежная художественная литература, широко представлен христианский запад. Многие ко мне лично подходили, благодарили за издание западных писателей. Мы неожиданно для себя открыли вроде бы знакомые имена, но не знали, что у них есть такие глубокие христианские произведения. Здесь и Грэм Грин «Сила и слава», и Чарльз Диккенс «Рождественская история», и Честертон «Шар и крест».

Через светскую художественную литературу человек может открыть для себя веру и понимание каких-то духовных основ, а церковные люди могут приобщиться к настоящим шедеврам мировой литературы, чтобы привить вкус к лучшим произведениям светской литературы и открыть для себя многое через мир художественного видения.

Есть у нас и историческая литература, и эпистолярная: была такая популярная серия «Письма о духовной жизни». Существует и богословская серия «Православное богословие». То есть спектр книгоиздания очень широкий. Мы исходим из того, что чем шире будет палитра, тем более ярко и интересно будет получающаяся картина.

– Некоторые верующие люди сознательно отвергают художественную литературу, отдавая предпочтение житиям святых, духовно-нравственным поучениям. Как соблюдать разумный баланс в выборе чтения, ведь человечеством накоплено большая сокровищница качественной художественной литературы?

– Я бы не стал бы противопоставлять эти виды литературы. Безусловно, святоотеческие творения питают душу. Но у человека есть еще душевная область, которая тоже требует какого-то питания и воспитания. Мы не всегда можем применять принципы «Лествицы», Аввы Дорофея в нашей обычной мирской жизни. Даже порой это будет вредно. Художественная литература в более разбавленном виде, но зато в человеческом аспекте, более жизненно, дает представление о том выборе, с которым сталкивается каждый человек, о выборе между добром и злом. Поэтому на эмоциональном уровне, на душевном уровне, это может производить гораздо более сильное воздействие, чем самые глубокие поучения. Допустим, взять вышеупомянутого Грена Грина с его «Силой зла». Главный герой – священник, но, как он там называется, «пьющий падре», человек вроде бы не святой, вроде бы грешной жизни. Но когда он оказывается в тяжелейшей ситуации гонений на Церковь, то он вдруг проявляет какие-то свои лучшие качества. И евангельские слова «Господи, помоги моему неверию» для него становятся той молитвой, которая творит в конечном итоге чудеса, хотя он сам об этом не знает, считая себя последним из людей. В житиях святых мы не увидим такого борения; в житиях представлены люди с великой силой духа, решительно отвергающие все греховные прилоги. В художественной литературе мы встречаем героев более близких нашему уровню и, может поэтому, производящих сильное впечатление. А если мы говорим о детях и подростках, то художественная литература просто необходима. Все равно они будут читать, смотреть фильмы, сериалы, ведь нельзя вычеркнуть из человека душевную область, можно только заполнить ее чем-то душевнополезным. Так что, отвергая светскую культуру и литературу, мы рискуем не воспитать вкус в своих детях, и лишиться того, что помогало бы нашей духовной жизни.

Наименование изданий,
не рекомендованных к распространению
через систему церковной книжной сети

1. «Целомудрие и телегония. Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий» (Изд-во «Псалтирь», 2004)

2. Иеромонах Трифон «Чудеса последнего времени» (Арзамас, 2003)

Книги об отроке Вячеславе Емельянове:

3. «Ах, мама, маменька...» (Изд-во «Приход», 2006)

4. «Бог говорит избранникам своим...» (СПб., 2006)

Книги о пензенском старце Алексии Пензенском:

5. «Дорога к старцу» (СПб., 2004)

6. «По вере вашей да будет вам...» (СПб., 2006)

7. «Приидите ко мне все труждающиеся...» (СПб., 2006)

– Какие книги наиболее востребованы сегодня православным читателем? Всегда ли продаваемость книги равно ее качеству?

– Не всегда востребованность книги соответствует ее качеству. Ведь мы знаем, что самые продаваемые книги – это «Молитвенный щит» и другие странные брошюрки о сомнительных чудесах или против сглаза. В целом сейчас в книжных православных магазинах представлено огромное количество разнообразных изданий на любой вкус, для разных возрастов. Можно найти ответ на любой вопрос, хотя, возможно, это обманчивое впечатление. Мне нужно было найти что-то об исповеди для приходящих первый раз в храм людей, и я бы не сказал, что меня устроило то, что есть. Выбор велик, есть и брошюрки, и серьезные книги, но все-таки это не всегда та литература, которая подходит для современного человека. Даже замечательная книга «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, которую мы всегда переиздаем, всегда рекомендуем, содержит в себе много реалий ушедшей эпохи советского времени. Молодежь, конечно, читает и получает огромную пользу, но нужна и новая литература. Конечно, необходимы и миссионерские книги в широком смысле, то, что помогает людям найти дорогу к вере.

– Приведите, пожалуйста, пример книг, пользующихся популярностью, но в которых вместо Православия предлагается суррогат, или, более того, оккультизм.

– Лично у меня нет времени, чтобы изучать еще и такую литературу. А Издательский Совет уже проанализировал некоторый пласт церковной и околоцерковной литературы, и выявил несколько книг, не рекомендованных к прочтению. Упомянутые выше мною сомнительные молитвенные сборники с заклинаниями, конечно, не будут духовно полезны.

– И как же не попасть впросак неискушенному читателю, привлеченному яркой обложкой и «православному» названию книги, на деле содержимое которой лишь замаскировано под духовное и несет вред душе читателя? Речь идет о книгах с различными пророчествами, советами лже-старцев, книгах со скрытой критикой священноначалия?

– Не надо гнаться за яркой обложкой, за красивыми словами, за книгами со всевозможными пророчествами, об антихристе, о конце света. Мы все таки идем ко Христу, а не убегаем от антихриста. Такие книги все равно будут издаваться, но эта маргинальная литература будет продаваться уже не в храмах, а в светских ларьках и книжных магазинах. В будущем можно будет ориентироваться на гриф разрешения Издательского Совета и читать те книги, которые прошли экспертизу и были одобрены. Не знаю, насколько это реально, потому что мы можем лишиться и многой замечательной литературы, той же художественной. Самый главный совет для читателя – иметь здравый смысл и рассуждение, высшую христианскую добродетель; советоваться с духовником, со священником. Смотреть, как та или иная книга влияет на нашу душу: если она ввергает в уныние, провоцирует уход от действительности, беспросветный страх конца света, лишает надежды, радости, веры, то такая книга вряд ли нужна православному христианину.

– Часто мы видим, что в наших приходах передаются из рук в руки, кем-то выкладываются на столы сомнительного содержания газеты, листовки. Как отличить плевелы от зерен?

– Сейчас в этой области тоже происходит упорядочение. Создан специальный Синодальный Информационный Отдел, который призван также, как и Издательский Совет, выявлять те периодические издания, которые не соответствуют православному вероучению, которые сеют смуту, раздор, осуждение. Если к нам в храмы приносят что-то по-воровски, с черного хода, подсовывают, то уже одно это вызывает подозрение. Никто не будет ставить милиционеров у входа в храм, нам самим нужно не поддаваться на такие провокации, учится разбираться в духовной жизни, быть рассудительными, духовно опытными, доверять Церкви. Этому восприятию нас учат наши великие святые: почитайте Иоанна Златоустого, Василия Великого. В их эпоху тоже было все достаточно сложно, мрачно, кто-то из святых даже писал, что, дескать, еще при нас придет антихрист, настолько сильно было впечатление всеобщей подавленности и царящего беззакония. Но они умели находить оптимизм, сохранять веру и доверие к Богу в этих условиях. Нам надо брать с них пример.

– А как относится к иконам с необычным, новым «сюжетом»?

– Сейчас существует много нетрадиционных икон со странной малоизвестной историей. Но есть и исключения. Я недавно был в Чернобыле, там нам подарили икону «Чернобыльский Спас». С канонической точки зрения она выглядит странно, так как внизу там изображены небольшого роста спасатели в противогазах. Но от иконы известно множество чудес, и Блаженнейший митрополит Владимир благословлял ее и с ней лично возглавлял крестные ходы. В данном случае у нас есть официальное церковное одобрение на новую икону. То есть появление новых икон возможно, но всегда нужно опираться на церковную оценку Патриарха, архиереев или уполномоченной инстанции. А что касается икон Ивана Грозного, Распутина, здесь понятно, что это глубокое заблуждение, так как всем очевидно, что эти люди не могут быть прославлены Церковью.

– Как широко представлено Православие в сети интернет? Какие основные проекты Вы можете назвать? Как православному человеку можно использовать интернет как источник приобретения знаний?

– За последнее время, начиная с 2000 года, православный интернет очень активен и сейчас работает большое количество интересных православных сайтов. Конечно, самый главный сайт – официальный сайт Московского Патриархата – Патриархия.Ru (http://www.patriarchia.ru/). Очень интересны интернет-журнал «Православие и мир» (http://www.pravmir.ru/), Православие.Ru (http://www.pravoslavie.ru/), «Татьянин день» (http://www.taday.ru/) – активно развивающийся сайт с разнообразной информацией. Интернет становится заменой периодических изданий, все больше людей переходят на данный способ получения информации о событиях и комментариев к ним. Интернет позволяет подать новости гораздо интереснее и быстрее. В одном из докладов по поводу духовного образования прозвучала мысль о том, что студенты богословских учебных заведений большую часть учебной информации могут получать из интернета. То есть, по всей видимости, со временем интернет может заменить библиотеки, ведь, что касается быстроты, удобства, объема информации, в этом интернет вне конкуренции. Другое дело, что надо научиться им разумно пользоваться и не искушаться теми соблазнами, которые в изобилии таит в себе интернет. К сожалению, большая часть интернет-пространства посвящена отнюдь не душеполезному чтению, а совершенно греховным вещам.

– Спаси Господи Вас, отец Симеон, за обстоятельную и интересную беседу!

Интервью подготовили Валерий Кулиш и Елена Миронова

Иннокентьевский листок №42 Апрель 2010 г.

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.