О храме Жизнь прихода Воскресная школа Живое слово Вопросы священнослужителю

"Земное и небесное в Страстную седмицу и Светлое Воскресение Христово". Диакон Сергий Правдолюбов

Главная - Живое слово - Публикации - "Земное и небесное в Страстную седмицу и Светлое Воскресение Христово". Диакон Сергий Правдолюбов

Земное и небесное в Страстную седмицу и Светлое Воскресение Христов
Диакон Сергий Правдолюбов

«Как правильно провести Страстную неделю?» Такое предложение, скорее всего, наберет в поисковом сервисе  обыватель в канун святых дней, желая соблюсти традиции и приобщиться празднику Пасхи. В период безбожия в нашей стране из сознания людей выдиралась не только «пшеница» - евангельский образ веры и добродетели, но также под машину материалистического мировоззрения попали и «плевелы» - в Святом Евангелии символ всего того, что сеет в сердца людей враг рода человеческого диавол. Выросло поколение, не отягощенное атеистической пропагандой и, как правило, не имевшее возможности перенять от старших опыт подготовки и празднования Светлого Христова Воскресения ввиду отсутствия этого опыта. Итак, пред нами чистое поле. Что взойдет на нем?

Удивительно, но и среди людей, регулярно посещающих храм и наставленных в основах веры христианской, встречаются совершенно дикие поверия относительно Страстной седмицы. Что же требовать от простых людей, черпающих знания о вере преимущественно накануне больших церковных праздников из средств массовой информации и просторов интернета.

«Как правильно провести Страстную неделю?» - первым делом поисковые сервисы предлагают людям следующее: в понедельник нужно украсить вербу и этой вербой отхлестать домочадцев, во вторник стирают, приводят в порядок белье и одежду. В среду делают главный символ Пасхи – павучок. Это тонкая хрупкая конструкция из соломы и ниток, подвешиваемая в центре комнаты. Последний перед Пасхой четверг называется чистым. В этот день следует пересчитать деньги три раза подряд, украсть у кого-нибудь какую-то мелочь и спрятать ее. В этот же день готовят и особую четверговую соль, с ее помощью потом пробуют избавиться от всевозможных болезней. Начиная с четверга и до самой Пасхи, из дому ничего не отдают. В последнюю пятницу перед Пасхой  обмахивают тряпкой все углы в доме. А печная зола, взятая в этот день, помогает в лечении алкоголизма, сглаза и смертной тоски – ни в коем случае не следуйте этим советам, все это бесовское наваждение.

Все внимание христианина в Страстную неделю должно быть обращено на то, что в эти дни совершается в храме. Но надо и пасхальную трапезу приготовить и дом прибрать к празднику. Как сочетать служение Марфы и созерцание Марии, как не уподобиться юродивым девам, у которых закончился елей в светильниках, как привести земное в согласие с небесным?

Церкви Христовой Духом Святым дана власть совершать Крестную жертву Христову вне времени каждую литургию. И каждый год в дни Страстной седмицы мы не вспоминаем далекие евангельские события, а проживаем их заново как неизменную реальность нашего настоящего бытия. Этой реальности должна быть подчинена и бытовая сторона нашей жизни. Удивительно, как Господь в эти святые дни невидимой Своей десницей устраивает и наше домашнее хозяйство, если мы не забываем главного. А главное - это быть в храме, внимать песнопениям церковным и горячо молиться.

К встрече Светлого Христова Воскресения христиане готовятся заранее, чтобы на дни страстной седмицы оставался минимум домашних дел. Но, по слову Иоанна Златоуста, читаемому за Пасхальным богослужением, мы нередко уподобляемся тем, кто пришел совсем поздно «в единодесятый час». Поэтому с особым вниманием устремим наши ум и чувства на богослужения Страстной седмицы. В них мы найдем подсказки для наших земных забот.

В Великий Понедельник вспоминается бесплодная смоковница, которой Господь повелел засохнуть. Казалось бы, весна – какие плоды? Особенность смоковного дерева заключается в том, что плоды на ней обычно висят с прошлогоднего урожая. Если плоды не остались, значит и дерево не плодоносило. Это укор всем нам, достигшим «единодесятого часа», весь год не приносившим плодов покаяния и милосердия. Но евангелие, которое читается в этот день, оставляет нам надежду в виде веры, ибо Христос говорит: «Все, чего не попросите в молитве с верою, получите!» (Мф. 21, 22)

В Великий Вторник в храме читается евангелие о десяти девах. У пяти дев елей закончился в светильниках, и они ушли к продающим елей, а у других пяти дев был запас елея. Поэтому они встретили жениха и вошли с ним на брачный пир, юродивые девы, когда вернулись, остались при запертых дверях. Помимо глубокого духовного смысла, эта притча прямо нам указывает, что домашние дела надо делать заранее, а не отвлекаться на них в предпраздничные дни, иначе увлекшись внешним приготовлением к празднику не по силам утрудившись, можно и пропустить саму радость Воскресения.

Начиная с вечера Вербного Воскресения и до вечера вторника, поются за вечерним богослужением два особых песнопения, трогающих верующую душу. Это «Се жених грядет в полунощи» и «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Оба этих песнопения, помимо покаянного настроя, говорят об одном из первых  и основополагающих чувств, которые испытала душа праотца Адама после грехопадения – это великая тоска создания по ее Создателю, стремление вновь соединиться с Богом, и упование на Его милость. Источником милости может быть только любовь. Если же судить дела человеческие по закону, не спасется ни одна плоть.

В Великую Среду Святая Церковь вспоминает женщину, возлившую драгоценное миро на ноги Иисуса Христа и предательство Иуды. Опять же, вспоминая бытовой аспект наших рассуждений, нам впору за христовыми учениками воскликнуть: «к чему такая трата?» Такая трата для Бога, чтобы не очерствели наши сердца, чтобы вслед за Иудой мы не пошли торговать жизнью Божия Сына. Сколько мы слышали призывов и до сих пор слышим, что давайте снимем золотые ризы с икон, покроем храмы вместо золота простой щепой и накормим всех голодных. Во-первых – всех не накормим, а во-вторых – как Иуда, разворуем, не мы, может быть, а другие, а мы станем соучастниками этого беззакония. Потом пойдем и предадим Христа, что мы и делаем ежедневно нашими грехами, и от чего весь пост стремились очиститься. Так и трапеза пасхальная да не превратиться в гастрономический фестиваль, праздник вкуса и усладу утробе, в гортанобесие и объедение. Самое дорогое, что есть у человека –  время, так лучше это время отдать Богу в молитве, чем потратить его на кулинарные изыски.

Великий Четверг начинается литургией – Тайной Вечерей, когда Господь дал ученикам своим в снедь Свою Плоть и Кровь. Это была последняя ветхозаветная Пасха – трапеза, посвященная исходу богоизбранного народа из рабства. Христос – новая Пасха – изводящий весь род человеческий из-под рабства диавола. Но как Господь дал Свою Плоть и Кровь в снедь ученикам, если еще не совершилась Крестная жертва и Воскресение? Напомним, что время - это понятие нашего бренного мира. Горний же мир, насколько нам это открыто, неподвластен времени и не имеет его в обиходе своем. Когда Сын Божий, второе Лице Святой Троицы приходит в мир искупить род человеческий от клятвы греховной – это событие надвременное, не имеющее начала и конца, а совершающееся и совершившееся. И только в нашем бренном бытии оно начинается и совершается, а за Божественной литургией мы становимся сопричастниками этого вневременного бытия, потому что жертва Христова совершается здесь и сейчас.

Вечером предстоит служба с чтением Двенадцати Евангелий о страдании и Божественной смерти Христа Спасителя.

В Пятницу Божественное тело пребывает на Кресте. В это время в храме читаются пред Крестом Царские часы и Евангелие. Днем выносится и полагается посреди храма плащаница - это богослужение посвящено снятию Спасителя со Креста. И вечером совершается богослужение, заканчивающееся крестным ходом, символизирующим погребение Спасителя. Но что мы слышим: «Да воскреснет Бог» - произносит диакон после чтения Апостола, а перед этим читается паремия о костях, которые покрываются плотью, и оживает народ Израильский. Это эхо из ада, ибо Господь сошел в него и сокрушил вереи вечныя. Для умерших уже наступила Пасха, потому что они увидели Бога в стране тьмы и смерти, как поется в пасхальном песнопении: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог».

Великая Суббота. Все явственнее и ближе Пасха. Утром на литургии во время пения «Воскресни, Боже, суди земли» священнослужители переоблачаются в белые одежды.

Церковный устав мудро обходит стороной вопрос, что когда готовить, и как убираться в доме. Каждый сам решает что делать в оставшееся время между службами. Главное, чтобы мысленный и духовный настрой человека был обращен к событиям Страстной седмицы. Не говори: «Некогда в храм идти – надо дела делать», а говори: «Некогда дела делать – нужно в храм идти»!

И вот наступает ночь под воскресение. Люди нескончаемой вереницей идут в храм. В храме полумрак, на амвоне лежит плащаница, чтец в центре у аналоя читает книгу Деяний Апостолов. Хор начинает петь ирмосы древнего канона «Волною морскою», священники уносят плащаницу Спасителя в алтарь. Вдруг все затихает, горят свечи и из алтаря еле слышно доносится пение «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси…». Все громче и громче пение, духовенство в белых ризах выходит из царских врат и идет к выходу, увлекая за собой народ – начинается пасхальный крестный ход. Еще немного и мы встретим воскресшего Христа, и оглушительно со всех сторон будет греметь радостное приветствие: Христос Воскресе!

Днесь ликует весь мир – празднует Воскресение своего Творца. Мы знаем из Ветхого Завета, что по грехопадении Адама и природа претерпела изменения, она страждет и ждет избавления. На пасху, по свидетельствам многих, а кто-то и сам видел, солнце на восходе играет. День наполнен удивительной радостью – радостью приветствия: Христос Воскресе! Всему человечеству открыта дорога в Рай, где и природа предстанет в своем неизмененном виде: перестанут произрастать терния и волчцы, престанет действовать природный закон: чтобы жить, надо отнять другую жизнь, даже если все эти жизни и бессловесны и не имеют личностной души.

В народе говорят: «Дожили до Пасхи». Воскресение Христово в земной жизни – это действительно определенная вершина духовного состояния человека. Воскресение Христово просвещает всех. В эти дни в храмах ничего не читается, а только поется. Нет помина усопших, потому что у Бога все живы. Первый раз мы вспоминаем наших усопших родственников только на Радоницу – через десять дней после Пасхи. В народе дается очень здравое объяснение этому: не надо посещать кладбища и поминать своих родных в эти святые дни, ведь они там, на Небе празднуют Пасху с Богом и радуются избавлению от смерти, а мы будем их отвлекать. Надо заметить, что массовое посещение кладбищ на Пасху было придумано советской властью, дабы отвлечь людей от храма, от богослужения, искоренить традицию правильно, по-христиански проводить этот светлый день.

 В храмах всю пасхальную неделю не закрываются царские врата, как символ того, что небо по Воскресении отверсто для всех. Непрестанно звучат колокола, и каждый желающий может подняться на звонницу и приобщиться этой радости – ударить в колокол. После службы верующие расходятся по домам вкушать с близкими пасхальную трапезу. Эта трапеза особая. В ней присутствуют кулич, творожная пасха и яйца, освященные накануне. Кулич – это символ хлеба насущного, подаваемого Господом по молитвам верующих, творожная пасха означает всю ту скоромную еду, от которой мы воздерживались, соблюдая сорокадневный пост перед святыми днями, а яйцо – символ Воскресения. Как из гроба воскрес Христос, подобно этому из разоренного каменного вместилища, скорлупы, появляется новая жизнь. Красный цвет означает искупительную Кровь Спасителя, а разные цвета отражают многогранность нашей радости, а также разнообразие даров Духа Святого. За пасхальной трапезой не может быть места объедению, потому что главная пища – это радость Воскресения. Напомним, что после поста опасно для здоровья употреблять сразу много тяжелой жирной скоромной пищи.

Достойно завершить Светлый день можно только в храме. Пасхальная вечерня – это удивительная, самая короткая, бывающая раз в году служба. Главной ее особенностью является чтение Евангелия в царских вратах лицом к народу, которое предваряется входом не как обычно с кадилом, а со святым Евангелием и произнесением великого прокимна: «Кто Бог велий, яко Бог наш». Священное Писание повествует нам как раз о вечере дня Воскресения: «Сущу позде, в день той, во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы его собрани страха ради иудейска, прииде Иисус, и ста посреде, и глагола им: мир вам» (Ин. 20,19). Уже поздно, в первый день после субботы, при закрытых дверях, где собрались ученики Его, боясь иудеев, пришел Иисус и стал посередине и сказал: «Мир вам». Какой же несказанной была радость учеников видеть воскресшего Учителя! И Господь посылает учеников своих на проповедь, и дает власть им отпускать грехи человеческие Духом Святым. Далее идет повествование о Фоме, который отсутствовал в этот момент и не поверил, что Христос воскрес. Но о промыслительном уверении Фомы Святая Церковь будет вспоминать уже в следующий воскресный день. Служба заканчивается пением пасхальных стихир и целованием Креста. После все с миром расходятся по домам.

Во всю Светлую седмицу для пасхальной радости не свойственно бурное проявление эмоций, таких как гуляния, шумные веселия с хороводами и плясками. Все это будет потом, через неделю, на Красную горку, когда станут играться первые свадьбы. А сейчас эта радость сердечная, глубоко душевная, которую верующий человек держит в себе, не давая ей выйти, чтобы как можно дольше пребывать в Пасхальной радости, не потратив ее на эмоции, словно бы расплескав кувшин живительной чистой воды. Это особенности характера Русского народа. Южные народы, к примеру, греки или арабы значительно темпераментнее в выражении своей радости, а уж африканцы, те сразу по-детски пускаются в пляс, не в силах сдерживать переполняющую все человеческое существо радость о Воскресении Господа.

Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к Жизни и от земли к Небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

Иннокентьевский листок №72 Апрель-Май 2014 г.

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.