О храме Жизнь прихода Воскресная школа Живое слово Вопросы священнослужителю Новый ресурс

Молодежный клуб совершил выездную экскурсию «Русское село»

Главная - Жизнь прихода - Молодежное движение - Молодежный клуб совершил выездную экскурсию «Русское село»

С 12 по 15 июня наше молодежное движение совместно с друзьями из храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове убиенных, в рамках запланированной экскурсии «Русское село», в очередной раз посетило Новоторжский район Тверской области.

В отличие от предыдущих заездов, в этот раз мы остановились в селе Красное (до советского периода носившее название Михайло-Арахангельский, что при Осуге, погост). Поначалу все было как обычно – храм, встречающий нас с утра в двухстах метрах от дома, теплая печка и вечерние прогулки, дружеские посиделки и поездка в гости к хорошо знакомому отцу Александру, однако на 14 июня организаторы явно дали понять, что намечается что-то необычное.

Утро субботы встретило нас идеально подходящей для похода погодой: жары не было, по небу носились белые облака, темневшие где-то вдалеке. Не успели отойти от села, как к нам присоединились местные ребята, и в итоге наша бодрая компания достигла двадцати человек. Примерно спустя полтора часа мы оказались у источника, возле которого раньше находилась часовня апостолов Петра и Павла и, пропев тропарь и величание, устроили небольшой привал. Набрав воды, умывшись, и отдохнув, мы продолжили свой путь, и вот, выйдя из леса, за рекой мы увидели первое место назначение – колокольню, казалось падающую. Однако до нее оставалось еще пара километров, которые мы преодолели без видимых проблем.

Стоявший рядом храм, посвященный Казанской иконе Божией матери, оказался снаружи небольшим зданием, выполненном в классическом стиле, а колокольня вблизи еще больше напоминала маяк. Прочитав канон Богородице, осмотрев его снаружи и внутри, мы отправились в стоявший недалеко домик, где нас ждал человек, чья судьба двадцать лет была связана с храмом. Георгий Федорович Шапошников, актер, москвич, с 1986 года занимавшийся его восстановлением, рассказал нам о храме, об архитекторе Н. А. Львове, и о том, как непросто было его восстанавливать.

Селом Арпачево с конца XVIII века владели помещики Львовы. Николай Александрович по профессии архитектор, широко известный по России, его авторству принадлежат такие постройки как, здание Петербургского Почтампта, подмосковная усадьба Введенское, собор Борисоглебского монастыря в Торжке и др. Казанский храм расписывал друг Н. А. Львова, известный художник В. Л. Боровиковский, а не профессиональные иконописцы, что наложило свой отпечаток на храмовые фрески, которые впоследствии были перекрашены из-за несоответствия церковным канонам. Вообще храм был удивительным, не менее удивительным был и рассказ Георгия Федоровича, про иконостас и про местных жителей, про восстановительные работы и сопутствующие им чудеса, про планировку села при барине и про то, как с каждым годом нынешнего столетия Арпачево потихоньку умирает… В завершение он показал нам свои художественные работы, и рассказал свой секрет: рисовать может каждый, было бы желание.

Однако на Казанском храме наш путь не закончился. Следующим пунктом было родовое поместье Львова – село Никольское-Черенчицы, находившееся в двух километрах от Арпачева. Там нашим взглядам предстал храм-усыпальница Львовых, где были освящены два придела – верхний Воскресения Христова, и нижний свт. Николая Чудотворца. Несмотря на табличку «охраняется государством», храм явно не восстанавливается: видимо решетками на замках эта «охрана» и ограничивается, что вряд ли останавливает местную шпану от проникновения внутрь. Да и время неумолимо разрушает то, что сохранила даже советская власть. Погрустив над этим медленно, но верно разрушающимся памятником архитектуры, мы пошли дальше, к родовому поместью, которое было также построено по проекту Н. А. Львова. К сожалению, здание находится еще в более ужасающем состоянии, и на второй этаж залезать мы не рискнули. Так же мы осмотрели винный погреб, похожий на масонскую пирамиду, и даже добрались до кузниц, сделанных в качестве грота в холме. Обратный путь тоже превратился в приключение – известно было, что нам предстояло вброд форсировать небольшую речушку Таложенку, но никто не мог представить, что делать это придется под дождем. Однако бодрые песни не дали нам упасть духом, и к вечеру мы добрались до дома.

В воскресный день, как полагается помолившись на службе, мы отправились домой. Грусти было немного – мы твердо знали, что если Бог благословит, ещё не раз вернёмся в эти прекрасные места.

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.