Паломничество в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь и Серафимо-Знаменский скит. 28 февраля 2015 года

Главная - Жизнь прихода - Паломническая служба - Паломничество в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь и Серафимо-Знаменский скит. 28 февраля 2015 года

Предлагаем вашему вниманию три отзыва наших прихожан о паломничестве.

28 февраля 2015 года я принимала участие в паломнической поездке в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь (с. Лукино), а после в Серафимо-Знаменский скит в Битягово.

Думаю, в любом паломнической поездке не стоит забывать о главной цели путешествия – о спасении души, как бы нас не увлекало историческое прошлое, красота новых мест, разнообразие церковных построек и храмов.

Нам посчастливилось побывать на Божественной литургии, возглавляемой  Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, грамотным, умным пастырем; вместе с ним приобщиться к таинствам Святой нашей Церкви.

Я теперь уже никогда не забуду встречу с настоятельницей Серафимо-Знаменского скита в Битягово, матушкой Иннокентией, которая с первой минуты общения привлекла нас своей доброжелательностью, открытостью, неиссякаемой любовью ко всему, что связывает её с этим местом, с неисчерпаемым чувством юмора, доброты, и любви ко всем нам. Мне тогда подумалось о том, как должно быть счастливо жить рядом с таким человеком.

И в довершении ко всему, наша гид Елена Цивцивадзе, во время очередного своего повествования, прочитала несколько полюбившихся ей стихотворений Натальи Шевченко. Для меня этот человек стал очередным ярким открытием. Я нашла стихи Натальи и была потрясена даром её творчества. Вот одно из них:

 Я за молитвы вас благодарю

       Я за молитвы вас благодарю.
Спасибо вам. Спасибо, что успели.
Что милостью покрыли жизнь мою.
Что долго так грехи мои терпели.
        Как долго вы просили обо мне?
Как часто обо мне вы вспоминали?
Как так не оказались в стороне 
И небо тормошить не прекращали?
       Благодарю за верные сердца.
Благодарю, что не ожесточились,
Не сдались, а просили до конца
И что в молитвах не остановились.
       Друзья, а я не знала, что вы есть....
Не знала, что я вам не безразлична. 
Так вот из - за кого стою я здесь! 
Воистину надежда безгранична.
       Я за молитвы вас благодарю.
Не оценить мне ваших слёз и щедрость...
Вы не открыли наготу мою
И не предали сердца откровенность...
       Камнями не побили. Не прошли.
Рукою не махнули. Не забыли.
Пусть для меня слова вы не нашли, 
Но с Богом обо мне поговорили.
       Ни час, ни два, ни три шёл разговор...
Года. И вот Господь разрушил рабство.
Он отменил смертельный приговор 
Не за моё, за ваше постоянство!
       Ему хвала! Его превозношу! 
Его благодарю и воспеваю!
Теперь и я о милости прошу
И за упавших Бога умоляю...
       И это Он напомнил мне о вас -
Как душу вы отстаивали в битве,
Как суд Свой Он откладывал не раз 
Из - за одной пылающей молитвы... 
       Чем я воздам и возблагодарю?
Что подарить за преданность не знаю.
Позвольте эти строки подарю...
Я Вам эти страницы посвящаю.

А теперь пора сказать огромное спасибо матушке Ирине Поляковой, которая пригласила меня в это паломничество. За то, как терпеливо и своевременно она реагировала на мои сообщения об изменениях, с которыми столкнулись мои попутчики, за то, что познакомила нас с гидом Еленой Цивцивадзе. Я от своего имени, от имени своей попутчицы Степановой Валентины и, уверена, от имени всех участников такой удивительной поездки, благодарю этих самоотверженных христианок за их опеку во время путешествия, тактичность и дружелюбие, поддержку и грамотное сопровождение, любовь к нам и терпение.

 Круглова Лариса

 

 Несомненно, самым сильным впечатлением от нашего путешествия была служба Патриарха в Вознесенском соборе Крестовоздвиженского монастыря. А началось все так. Ранним утром мы ехали на большом комфортабельном автобусе по пустынным улицам еще спящей Москвы. Группа паломников была многочисленной – пятьдесят человек! Наш путь лежал в Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь, что располагается в Домодедовском районе Московской области.

 Сумерки стали редеть, когда мы подъехали к монастырским воротам. На территории монастыря нас встретил дружный лай местных «блюстителей порядка» – дворовых псов. Впрочем, привыкшие к паломникам, они быстро потеряли к нам интерес и занялись своими делами. Длинная узкая аллея вела к Вознесенскому собору, кресты которого, очерченные горящими электрическими лампочками, являли картину сказочную. Сам храм был очень красив: пятикупольный, компактный, весь устремленный ввысь. В советское время его изуродовали, лишив всех венчаний. История сохранила нам печальный фотоснимок: на заднем плане обезглавленный храм, перед ним гипсовый Ильич, у подножия которого группа людей. Подпись: 1956 год. Санаторий «Ленинские горки». Сейчас храм вернул себе былое великолепие; не менее величествен он и внутри.

 В ожидании приезда Патриарха, а ждать пришлось довольно долго, мы разбрелись по территории монастыря. Пространство, надо сказать, почти необъятное, московским монастырям такое и не снилось. То там, то здесь расположились одно- и двухэтажные строения, простой, но приятной архитектуры. Сразу обратил на себя внимание самый первый по времени строения храм – Крестовоздвиженский. Необычен цвет его стен – ярко-розовый, цвет фуксии. Небольшой, однокупольный, с изящной колоколенкой, но, увы, закрытый. Второй храм, в честь иконы Иерусалимской Божьей Матери, я и не сразу разглядела: он пристроен к торцу монастырской трапезной, и выдает его только маленькая главка. Зато внутри его хранится главная святыня монастыря – икона Божьей Матери Иерусалимская, во времена оные подаренная еще только зарождающейся обители самим митрополитом Московским Филаретом. К ней мы смогли приложиться только после литургии.

 Между тем народ постепенно собирался, все чаще по скользким дорожкам пробегали монахини, торопливые, озадаченные. Чувствовалось нарастающее ожидание. Мы вернулись в храм и первое, что увидели, была группа людей, одетых в фиолетовые флисовые куртки с надписью на спине «Волонтеры Крестовоздвиженского женского монастыря». Пока было непонятно, какова их роль, но, когда народу набилось много, вопрос этот отпал сам собой.

 Конечно, прошли времена царя Алексея Михайловича и пышных торжественных «выходов» московских патриархов с вереницей карет и повозок. Но все ж кое-что от прошлого дошло и до наших дней. Так, к собору стали подъезжать автомобили, из которых выходили люди в рясах с черными саквояжами и с деловитым видом проходили в глубь храма. Затем появились певчие хора Московской духовной академии и черным ручейком потекли по чугунной узорной лестнице на второй этаж. Следом за ними показалась съемочная группа. В притворе в полном облачении выстроились священнослужители во главе с архиепископом Феогностом и епископом Саввой. Наконец раздался колокольный звон с надвратной колокольни, возвещающий о прибытии Патриарха. Все засуетились, защелкали фотоаппараты, и стало понятно, что Патриарх вошел в храм. Началась служба. Ничего нет на свете прекраснее нашей русской православной литургии! В этом все мы еще раз убедились, слушая прекрасный мощный хор, следя за плавным, величественным ходом всей службы. Как великолепно звучало Божественное Слово! Мы также увидели, как совершается хиротония, услышали проповедь Патриарха о том, что значит быть соучастником Евхаристии. Говорил Святейший Владыка горячо, убежденно. В конце нам всем раздали на память маленькие иконки Спасителя с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

 Вдохновленные, мы вернулись к автобусу и только тогда почувствовали усталость и голод. Но впереди нас уже ждала трапеза в небольшом загородном грузинском ресторане. Я не запомнила названия овощного блюда, которым нас потчевали наши братья по вере, но одно можно сказать – это было очень вкусно!

 Следующим пунктом нашего паломничества был затерявшийся в лесах и снегах маленький скит, основательницей которого была выдающаяся подвижница благочестия ХХ века схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанова (1868-1936), происходившая из знатного грузинского рода, получившая прекрасное образование, в России дружившая с вел. кн. Елизаветой Федоровной - в общем, человек незаурядный во всех отношениях.

 Выйдя из автобуса, мы углубились в лесную чащу, и вскоре перед нами открылся удивительный архитектурный ансамбль – словно детский городок из кубиков. Маленький шатровый храм с многочисленными заостренными кокошниками, трехчастная апсида, как три пасхальных куличика, удлиненная глава, напоминающая еловую шишку, – ничего подобного мне не приходилось видеть. Автором этого архитектурного чуда был знаменитый зодчий А.В. Щусев. Документально это не подтверждено, но то, что Серафимо-Знаменский скит невольно вызывает в памяти ансамбль Марфо-Мариинской обители в Москве, вряд ли является случайностью. Все те же ассоциации с новгородско-псковской архитектурой, особенно это подчеркнуто в изображенных на стенах храма равносторонних крестах, заключенных в круг, – атрибуте северной русской архитектуры. Это мог использовать в своей работе только такой знаток, как Щусев. (Жаль, конечно, что такой архитектор в советское время строил уже не храмы, а нечто им противоположное).

 Но кто бы ни был в действительности автором скита, выглядит он очень необычно. И такой же необычный был у нас экскурсовод – игумения Серафимо-Знаменского скита матушка Иннокентия. Мы в буквальном смысле заслушались ее удивительными историями о прошлом и настоящем этой чудесной обители. Перед нами была настоящая сказительница в духе Лескова. Мы получили не только богатую историческую информацию, но и много различных душеполезных советов.

 Хочется от всей души поблагодарить устроителей этого замечательного путешествия, благодаря которому каждый из нас смог расширить свои горизонты в область Высокого и Прекрасного. Слава Богу за все!

Румянцева Наталья

 

28 февраля 2015 года я в первый раз поехала в паломническую поездку от храма святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове. Мы приехали в Крестовоздвиженский монастырь в 7:15 часов утра. И у нас было достаточно времени, чтобы подать записки, исповедоваться тем, у кого не было времени попасть на исповедь накануне, и потом спокойно ожидать приезда Святейшего Патриарха Кирилла. В храме еще не окончены строительные работы. На сайте Крестовоздвиженского монастыря я прочитала, что настоятельница монастыря - игуменья Екатерина (Чайникова) в 2007 году окончила Московский институт коммунального хозяйства и строительства. А назначена настоятельницей монастыря она была еще в 2001 году. Трудное дело восстанавливать монастырь. Служба проходила в Вознесенском соборе монастыря. Внутри собор белый, светлый, высокий. Очень красивый иконостас, который еще не конца восстановлен. Служба была очень красивая и торжественная. У многих на глазах были слезы. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом о сути литургии, об объединении всех христиан в таинстве Евхаристии. После службы Святейший Патриарх Кирилл благословил деток и молящихся в храме. Кто не мог подойти ближе, протягивали руки, и я тоже протянула руку через людей, стоящих в проходе, и Патриарх Кирилл коснулся ее.

После обеда мы поехали в Серафимо-Знаменский скит в Битягово. И здесь нас ждали новая радость и новые испытания. Экскурсию по скиту проводила сама настоятельница игумения Иннокентия (Попова). Узнав, что мы прихожане храма святителя Иннокентия, митрополита Московского в Бескудникове, она спросила, кто знает тропарь святителю Иннокентию. Никто их нас не помнил тропарь наизусть. Не смогли мы ответить, и в каком году почил святитель Иннокентий. Поэтому в этой заметке хочу вставить тропарь святителю Иннокентию. Во вся страны полунощныя изыде вещание твое, яко приемшая слово твое, ихже боголепно научил еси, неведущия Христа светом Евангелия просветил еси, человеческия обычаи украсил еси, Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Рассказ матушки об истории и восстановлении Серафимо-Знаменского скита был простым, ярким, и она рассказывала так, как будто знала нас давным-давно. Рассказала она и о первой настоятельнице этого скита схиигумении Фамарь и о святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии; о трудностях, о Божьем промысле и о поддержке, которую получали насельницы скита. Мы плотно окружили матушку и слушали ее с большим вниманием. Ее рассказы о каждой иконе храма были наполнены любовью и теплотой.

В заключении, хочу поблагодарить матушку Ирину за чуткое, бережное и внимательное отношение ко всем паломникам.

Светлана Алексюк

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.